Все прогрессы реакционны, если рушится человек.
Андрей Вознесенский
История развивается столь стремительно, что мы не успеваем осознать масштаб переживаемых нами перемен.
Именно так было в 1991г., когда произошла дезинтеграция Советского Союза. Лишь несколько лет спустя мы поняли, насколько радикально изменился в мире баланс сил. После перестройки многих охватила эйфория, что ситуация будет меняться к лучшему: опасность ядерной войны уменьшится, а Запад, «одержав победу над коммунизмом в холодной войне», окажет содействие в становлении демократической России. Между тем выявилось, что страх и неприятие России оказались не менее сильным, чем опасение коммунизма.
Нынешняя волна русофобии показывает, что исторические стереотипы порой превалируют над логикой, здравым смыслом и даже национальными интересами.
Хотелось бы пойти на поводу у мысли, что во многом это объяснятся кризисом лидерства в странах Запада, где у руля оказались фигуры тусклые, ординарные, посредственные. Можно согласиться с оценкой известного американского политолога в журнале «Форин полиси» о том, что они — выходцы из поколения, которое формировалось в период холодной войны и потому по сути своей они не созидатели, не строители, а разрушители. А лондонская «Таймс» 28 июля с.г. прямо писала, что «Запад остался без лидера…, политические деятели уже не раз и не два продемонстрировали свое невежество и спесь».
Многие эксперты признают, что влияние Запада падает, и эта тенденция будет только нарастать. По их мнению, это проявляется не только в росте экономической роли Китая, в укреплении позиций стран БРИКС, но и в нарастании потенциала целой когорты государств Азии, Африки и Латинской Америки. Со всей очевидностью эти процессы рельефно проявляются в последние годы на Ближнем и Среднем Востоке.
Американцам принадлежит авторство в изобретении словосочетания «на правильной стороне истории». Они имели в виду, разумеется, самих себя. Это хлесткое выражение было пущено в оборот только для того, чтобы громогласно заявить, что Россия находится «не на той стороне истории».
Украинский кризис, выведенный сегодня в фокус внимания мировых дел, стал критическим водоразделом современной истории, и от того, по какому пути пойдет его развитие во многом зависят судьбы человечества. В нем, как в капле воды, проявились многие черты культурно-цивилизационного разлома, характерные для нашей эпохи.
Очевидный ныне цивилизационный разлом по линии Запад – Восток, Европа – ислам, христианство – ислам, это скорее сопутствующие поверхностные проявления основного процесса – реконфигурации всей мировой системы, отдельные составляющие контуры которой начинают проступать достаточно отчетливо.
Происходит ослабление позиции США и других капиталистических держав. Наша планета быстро переходит от однополярного к многополярному миру. Неоконсерваторы в Вашингтоне никак не могут примириться с завершением эры доминирования Америки в международных делах. Отсюда попытки сдержать этот процесс путем вооруженных интервенций, неприкрытого вмешательства и давления, санкций и т.п., что приводит к дестабилизации всей системы международных отношений.
Все это совершается на фоне деградации западной культуры, разрушения интеллектуальной жизни, падения влияния христианства во многих странах. Основной разлом — не между религиями, хотя на поверхности это выглядит именно так, тем более, что это постоянно внушается простодушной публике при помощи СМИ и политтехнологами. Суть в нарушении главного закона жизни – размывания, расщепления нравственных основ. Проблемы и даже трагедия современной Европы и вслед за ней и США, не только в общей усталости, настигающей всякую систему, но и в том, что они первыми швырнули за борт Этический компас, начав путь назад к варварству.
Наш соотечественник выдающийся ученый Никита Моисеев, так безвременно ушедший из жизни несколько лет тому назад, с огромной тревогой, особенно в последние годы, буквально бил в набат, призывая людей остановить на мгновенье бешеный бег времени и осознать, у какой опасной черты мы оказались. Человек, подчеркивал Н. Моисеев, выделился из животного мира, потому что власти биосоциальных законов была противопоставлена нравственность. Неандертальцы исчезли, потому что были более агрессивны, чем кроманьонцы, и перебили самих себя. Ныне мы находимся на пороге нового витка антропогенеза — развития человечества, который требует утверждения иного, нежели ныне в странах Запада, образа мышления и ценностей.
Подлинная война идет между здоровым консерватизмом — за сохранение этических нравственных устоев, выработанных человечеством на протяжении векового развития гомо сапиенс, — и против безудержного либерализма, воцарения власти инстинктов, что означает деградацию, наступление варварства, ведущего в конечном итоге к исчезновению рода.
Российский опыт государственного развития уникален. Россия — многонациональное общество, но в то же время единый народ, и это делает ее сложной и многомерной, и при этом дает колоссальные возможности для развития во многих областях.
Русский народ является государствообразующим – по факту существования России. Традиционная исторически сложившаяся миссия русских – объединять, скреплять цивилизацию — языком, культурой, «всемирной отзывчивостью», по определению Федора Достоевского. «Такая цивилизационная идентичность, отмечал президент В.В.Путин в одном из своих выступлений, основана на сохранении русской культурной доминанты, носителем которой выступают не только этнические русские, но и все носители такой идентичности независимо от национальности. Это тот культурный код, который подвергся в последние годы серьезным испытаниям, который пытались и пытаются взломать. И тем не менее он, безусловно, сохранился. Гражданский мир и межнациональное согласие – подчеркивал президент, — это не один раз созданная и на века застывшая картина. Напротив, это постоянная динамика, диалог. Это – кропотливая работа государства и общества, требующая очень тонких решений, взвешенной и мудрой политики, способной обеспечить «единство в многообразии». Необходимо не только соблюдение взаимных обязательств, но и нахождение общих для всех ценностей».
Те, кто выступает за верховенство международного права, за уважение воли народов — больших и малых, политическое урегулирование кризисов, за центральную роль универсальной международной организации — ООН, — именно они находятся на правильной стороне истории, ибо ставят во главу угла мир и безопасность народов. И сегодня это как никогда актуально, поскольку речь идет о выживании человечества – слишком велики и опасны глобальные угрозы и вызовы, с которыми мы сталкиваемся. Сейчас Россия Путина является олицетворением этого курса. И не удивительно, что столько стрел направлено против президента России. Очевидно и то, что иного пути кроме сохранения нравственных устоев, выработанных на протяжении тысячелетий норм и традиций человеческого общения, кроме диалога и взаимоуважительного сотрудничества в наше время быть не может.
Владимир Машин, кандидат исторических наук, политический обозреватель, специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».