Закрытие недавно построенного завода компании Coca-Cola в Индии вблизи местечка Варанас в штате Уттар-Прадеш – результат длительной и упорной борьбы местного населения, которую оно вело на протяжении последних 11 лет. В основе протестов – беспокойство местных жителей по поводу истощения и загрязнения подземных вод из-за деятельности компании, и незаконный захват ее территории, принадлежащей местным общинам. В результате регуляторные органы Индии отказали Coca-Cola в выдаче разрешения на деятельность нового предприятия (одного из 58, расположенных на территории страны) и представить свое решение на рассмотрение Национального зеленого трибунала (National Green Tribunal (NGT)), который и санкционировал закрытие предприятия. Индия – одна из немногих стран развивающегося мира, где активная роль в обеспечении экологической безопасности принадлежит суду.
Суд признал, что увеличение в пять раз запрашиваемого компанией забора грунтовых вод намного осложнит ситуацию с водоснабжением населения, которое заметно ухудшилось с момента прихода Coca-Cola в Индию в 1999 году. Местные органы власти Мендиганж (в состав которого входит местечко Варанас) вынуждены были еще в 2009 году ввести ограничения на использования грунтовых вод для крестьян, что не могло не вызвать их негативной ответной реакции, направленной против крупнейшей американской компании. Ситуация осложнялась тем, что 70% забора воды приходится на период с марта по июнь, когда уровень залегания грунтовых вод доходит до минимальной отметки, что ограничивает возможности ее использования местными жителями, существующими за счет сельского хозяйства.
Только на одном предприятии Coca-Cola в сутки расходуется 1 млн. л воды. При этом на производство конечного продукта (600 бутылок в минуту) уходит только четверть объема извлекаемой из грунта воды. Большая же ее часть теряется в виде отходов, которые сливаются, не пройдя полной очистки, в окружающую среду и, попадая на поля и в водоемы, вызывая их загрязнение. Государственные экологические органы Индии взяли пробы отходов, произведенных 9 заводами Coca-Cola, и обнаружили в них высокое содержание свинца, кадмия и хрома, превосходящее безопасные нормы для здоровья населения в 30 раз, что чревато нарушением иммунной системы и представляет опасность для возникновения рака. Чего нельзя сказать о напитках Coca-Cola, продаваемых в США. Там, согласно выводам индийской неправительственной организации Centre for Science and Environment, в продукции компании не выявлено никаких отравляющих веществ. Парламент Индии даже запретил продажу в здании законодательного органа напилков Coca-Cola из-за высокого содержания в них пестицидов и химикатов, в том числе и ДДТ.
Еще одной проблемой для Coca-Cola стал территориальный вопрос. Расширение бизнеса требует новых площадей, часть из которых находится в собственности общин, и использование таких земель в частных целях запрещено индийским законом. В конце 2013 года местные власти Мендиганж издали приказ, предусматривающий изгнание Coca-Cola с незаконно захваченных земель. Еще ранее Верховный суд Индии принял решение, запрещающее размещение каких-либо структур на общинных владениях. Поэтому приказ местных органов власти о сносе завода Coca-Cola имеет правовое обоснование.
Потеря 25 млн. долл. проекта – крупный финансовый проигрыш для Coca-Cola, которая рассматривала Индию в качестве одного из своих основных рынков продаж (в числе 200 стран, где продается ее продукция), сулящих ей немалые прибыли, заметно сократившиеся в развитых странах. Там население всерьез озаботилось своим здоровьем, угрозу которому представляет потребление продукции компании. Coca-Cola, которая считается крупнейшим иностранным инвестором в Индии (2 млрд. долл. с 1993 по 2011.г.), планирует вложить 5 млрд. долл. к 2020 году в развитие своего бизнеса в стране. И это несмотря на растущее недовольство населения, судебные издержки, столкновения с местными органами власти. Компания вынуждена сегодня увеличивать расходы на улучшение своего экологического имиджа, пытаясь убедить индийское население в том, что не причастна к загрязнению воды и ее нехватке.
Однако эти заявления компании не успокаивают индийское общество, как и попытки Coca-Cola расширить свою благотворительную деятельность в Индии. В той или иной форме население протестует против американской компании каждый день. По мнению Амита Сривастава, руководителя India Resource Center, НПО, принимающей активное участие в организации акций протестов, «Coca-Cola является бесстыдной и неэтичной компанией, которая ставит получение прибыли выше благополучия общин, проживающих вблизи ее предприятий». А Нандлал Мастер, представитель другой неправительственной структуры, выступавшей за закрытие завода, признает: «Местная община добилась большой победы, которая доказывает то, что возможно пошатнуть власть крупного бизнеса».
Наталья Рогожина, доктор политических наук, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН, специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».