EN|FR|RU
Социальные сети:

Сила Cибири – решение дальневосточных проблем

Константин Пензев, 13 сентября

TASS_gas_4681 сентября с.г. президент Владимир Путин запустил строительство восточного участка газотранспортной системы России, соединяющего западно-сибирскую ГТС с сахалинской веткой. Таким образом, после 2018 года практически вся экономически значимая территория РФ будет покрыта сетью магистральных газовых трубопроводов. Это очень хорошо. Как здесь не вспомнить слова Владимира Ленина о всеобщей электрификации России, как о важнейшей задаче Советской власти. Президент Путин закончит газификацию страны и придаст ее развитию новый экономический импульс. Российский президент утверждает: «Этот проект даст возможность России не только поставлять газ на экспорт, он даст нам возможность развивать газификацию собственной страны, восточных регионов РФ, Дальнего Востока и Восточной Сибири».

Отныне Дальний восток будет соединен с Большой Россией не только сетью железных дорог, но и шоссейной магистралью (окончательно завершена совсем недавно), а также мощными энергетическими линиями – газовой и электрической.

На первом этапе строительства «Силы Сибири» будет построен участок «Якутия — Хабаровск – Владивосток», на втором – «СС» будет соединен с иркутским центром газоразделения и газопереработки, организованным на базе одного из крупных химических производств. Общая протяженность газопровода составит около 4 тыс. км (Якутия — Хабаровск — Владивосток — около 3200 км, Иркутская область — Якутия — 800 км), мощность — 61 млрд куб. м газа в год. Маршрут ГТС «СС» пройдет вдоль трассы ВСТО. Это позволит оптимизировать затраты на инфраструктуру и энергоснабжение. Ресурсной базой проекта станет Чаяндинское месторождение.

Экспортное ответвление газопровода «Сила Сибири» будет отходить на Китай в районе Благовещенска. От Благовещенска через Биробиджан пойдет ветка соединяющая «СС» с ГТС «Сахалин — Владивосток». Под Владивостоком планируется строительство мощного завода по производству СПГ. Его первая линия мощностью 5 млн тонн в год должна войти в эксплуатацию в 2018 году, а общая проектная мощность предприятия составит 15 млн тонн в год.

Сжиженный природный газ имеет ряд перспективных преимуществ, особенно в экспортном отношении для тех стран, в которые по тем или иным причинам нельзя протянуть трубопровод. К примеру, Япония удовлетворяет свои потребности в природном газе почти полностью за счет СПГ (97%). Страна получает СПГ от производителей Тихоокеанского бассейна (из Австралии, Брунея, Индонезии и Малайзии), а также с Ближнего Востока (из Омана, Катара и ОАЭ).

Вторым по величине импортером СПГ в Восточной Азии и третьей страной по пропускной способности терминалов является Республика Корея. Основные поставщики РК это Катар, Индонезия, Малайзия и Оман. Перспективным потребителем СПГ может стать Индия, здесь действуют два терминала: Дахедж (мощностью – 9 млрд. кубометров в год, Petronet) и Хазира (мощностью – 4 млрд. кубометров в год, Total/Shell). Импортируют СПГ Тайвань, заключивший в 2005 году 25-летний контракт с катарским проектом RasGas 2 (3 млн. тонн в год), не так давно подключился к импорту СПГ Таиланд. В других частях Азиатско-Тихоокеанского региона, в ближайшее время, к числу импортеров СПГ могут присоединиться Новая Зеландия, Филиппины, Сингапур и др.

По прогнозам Международного энергетического агентства, спрос на природный газ в до 2035 гг. вырастет на 48%, что поставит его на второе место после нефти в мировом энергетическом балансе. Сектор СПГ может стать основным направлением мировой торговли газопродукцией. В пользу этого утверждения свидетельствет динамика газовых торгов. Объем трубопроводных поставок за последние 10 лет увеличился на 45%, а СПГ-торговля возросла более чем вдвое. Корпорация Shell прогнозирует увеличение доли СПГ с 10% сегодня до 15% от общемировых поставок газа к 2030 году. Транспортировка сжиженного газа начинает успешно конкурировать с трубопроводным газом уже на расстояниях свыше 2.5 тысячи километров. Это позволяет расширить географию поставок СПГ.

На сегодняшний момент единственным действующим заводом в РФ по сжижению газа является «Сахалин-2» общей мощностью 9.6 миллиона тонн в год. В различной стадии реализации находятся несколько крупномасштабных проектов – «Владивосток СПГ», Балтийский СПГ», «Ямал СПГ», «Печора СПГ» и др. Однако, ранее 2019 года новые объемы СПГ из России на мировой рынок не поступят. В ближайшей перспективе наиболее актуальны «Владивосток СПГ», а также проект «Роснефти», по которому уже законтрактован весь объем сжиженного газа.

В чем причина устойчивого роста спроса на газ во всем мире? Аналитики J.P. Morgan отмечают ряд действующих факторов:

— стремление государств к диверсификации видов топлива для обеспечения энергетической безопасности;

— уход от неэкологичного угля;

— негативное отношение большой части населения к АЭС.

Крупнейшие производители сжиженного природного газа на экспорт (в млрд куб) это: Катар – 49, Малайзия – 30, Индонезия — 26, Австралия – 24, Алжир – 21, Тринидад и Тобаго – 20. Основными импортерами СПГ являются Япония – 86 млрд кубометров, Республика Корея – 35, Испания – 28, Франция – 16, США – 15, Индия – 13 и конечно же Китай, к которому подтянули трубы с каспийскийм газом Туркмения, Казахстан, Узбекистан.

Итак, с заключением недавнего трубопроводного контракта с Китаем, Россия уменьшает свою зависимость от поставок в Европу. Это с одной строны. С другой строны – углубление диверсификации газового производства в сторону СПГ позволяет России приобрести новые рынки энергоносителей и тем сам еще более увеличить устойчивость российской экономики. Такие вещи не делаются единомоментно, но, тем не менее, сбрасывать их со счетов нельзя.

Стратегию «Газпрома» следует признать максимально эффективной. Он не собирается замыкаться на восточном направлении на один только Китай, потребитель, хоть и с колоссальной емкостью рынка, но все-таки в единственном числе. «Газпром» выводит ветку в Приморский край, к морю, для обеспечения достаточных ресурсов развития производственных мощностей по выпуску СПГ. Т.е., в перспективе возможны поставки сжиженного газа в Японию, РК, Тайвань, Индию и другие страны.

Константин Пензев, писатель-историк, обозреватель Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».