EN|FR|RU
Социальные сети:

Ереван и Тегеран готовятся к прорыву

Юрий Симонян, 05 сентября

345345346Иран и Армения в скором времени начнут переговоры по созданию зоны свободной торговли (ЗСТ). Инициатива принадлежит Тегерану – именно его официальный представитель выступил на днях с таким предложением. Насколько реальна реализация проекта, какую пользу могут извлечь стороны при этом – с этими и другими вопросами корреспондент «НВО» обратился к заместителю директора ереванского Фонда стратегических исследований «Нораванк», иранисту Севаку Саруханяну.

– Во-первых, насколько серьезным может быть предложение о создании ЗСТ с учетом того, что Иран продолжает оставаться под западными санкциями, пусть и несколько смягчающимися? Во-вторых, не противоречит ли это планам Армении по вступлению в Таможенный союз (ТС) и Еврозаийский экономический союз (ЕАЭС)?

– Идея создания ЗСТ между Ираном и Арменией не новая. Она с разной интенсивностью обсуждается уже лет двадцать. В последние годы о ней практически не говорили, и, видимо, ее существование несколько подзабылось. Сейчас тема актуализировалась по двум причинам.

Во-первых, Иран все еще находится под режимом санкций и старается либерализовать торгово-экономические отношения с непосредственными соседями. В Тегеране эту линию называют политикой создания зон свободной торговли и свободных терминалов. С помощью таких структур Иран старается обойти санкционные ограничения.

Во-вторых, в Армении произошло определенное переосмысление экономического сотрудничества с Ираном из-за того, что товарооборот с этой страной стабильно сокращается, и если ничего не предпринять, то вскоре сотрудничество может ограничиться исключительно сферой энергетики. ЗСТ же является хорошим инструментом для поддержания товарооборота, его роста и развития отношений с Ираном.

То, что идея в очередной раз реанимирована, наверное, связано и с тем, что на пост министра экономического развития и торговли Армении вернулся Карен Чшмаритян, при котором в свое время торгово-экономические отношения с Исламской республикой Иран (ИРИ) развивались интенсивно и стабильно. ЗСТ не противоречит вступлению Армении в ТС точно так же, как и создаваемая ирано-турецкая ЗСТ не противоречит обязательствам Турции по ЗСТ с Европейским союзом. Зону свободной торговли на надо представлять так, что произведенные в ИРИ товары могут без пошлин попадать в пространство ТС. Это сугубо армяно-иранский проект, и любой иранский товар, поступающий из территории Армении в зону ТС, будет облагаться соответствующей пошлиной.

– Насколько сильна, на ваш взгляд, политическая составляющая проекта создания ЗСТ между Ираном и Арменией, особенно если взять во внимание ревностное отношение Ирана к амбициозным и откровенным претензиям Турции на региональное лидерство?

– Я вообще не вижу никакого политического подтекста в данном проекте. Такой подтекст, наверное, был, если бы посредством экономических инструментов иранская сторона хотела бы «достучаться» до сердца армянского правительства, как она в свое время хотела сделать в Грузии через инвестиции в Аджарию. С Арменией такой необходимости у Ирана нет, так как политическое взаимодействие между нашими странами давно опередило экономическое.

– То есть политические отношения между Ереваном и Тегераном выше экономических, в чем же их особенность?

– Политические отношения, конечно, выше экономических. Ереван никогда не шел на шаги, которые могли бы затронуть жизненные интересы ИРИ. Например, Армения никогда не претендовала на вступление в НАТО, не заикалась о предоставлении своей территории для осуществления каких-то антииранских операций. В свою очередь, Тегеран никогда не принимал участие в политике блокады Армении. Иран дважды проваливал антиармянские резолюции в Организации исламского сотрудничества – тогда Организации Исламская конференция (ОИК). Отмечу и то, что в вопросах региональной политики часть армянских и иранских интересов совпадает. В данном случае, говоря «армянских» я имею в виду не столько государство Армения, сколько армянские общины и их организации в регионе. Например, старейшая армянская партия «Дашнакцутюн» в Ливане находится в союзе с проиранской «Хизбаллой», в Сирии армянская община в целом крайне не заинтересована в свержении режима Башара Асада. Все это создает определенный контекст, который влияет на отношения между нашими странами. Важно только, чтобы эти отношения не перешли в режим автопилота. А это может произойти без новых проектов и задач. ЗСТ же способна дать импульс для развития армяно-иранского взаимодействия, которое без новых идей, без практических действий может со временем затухнуть.

– Несколько лет назад также говорилось о заключенных договорах по поводу совместных армяно-иранских проектов в энергетике – даже о строительстве нефтеперерабатывающего завода в армянском приграничье с Ираном, в сфере транспорта. В каком состоянии сейчас эти проекты?

– К сожалению, договоров между Ираном и Арменией по этим вопросам никаких нет. В свое время были подписаны лишь протоколы о намерениях. Проекты, безусловно, интересные. Должна была быть построена новая высоковольтная линия электропередачи из Армении в Иран. Финансирование возлагалось на иранскую сторону. Но из-за санкций нужные средства не были изысканы. У Ирана сейчас денег нет для инвестиций за рубежом. И острой жизненной необходимости в получении электроэнергии из Армении тоже нет. Должны были быть проложены нефтепровод или как называли проект по поставке энергоносителей из Ирана в Армению – продуктопровод. Но и он провис, так как испытывающий дефицит в бензине Иран никуда его не экспортирует. К слову, я и прежде сомневался в реализации этого проекта. Была и еще остается актуальной идея строительства железной дороги Иран-Армения. Но она полностью потеряет свою значимость после ввода в эксплуатацию железной дороги Кезвин-Решт-Астара. Она соединит иранскую железнодорожную систему с азербайджанской, и у Ирана будет дальнейший выход – в российские и грузинские морские порты. Если эта ветка будет введена в эксплуатацию, то Иран в железнодорожной ветке в Армению не будет нуждаться по чисто экономическим причинам. Тем более, что абхазская железная дорога сегодня не связывает южнокавказский регион с Россией.

– Было еще многообещающее предложение Ирана к армянским грузоперевозчикам о нулевых транзитных тарифах не только на иранских автомобильных дорогах, но и в иранских портах Энзели и Бендерабас.

– Это тоже, к сожалению, осталось в воздухе.

– В чем же причина того, что экономические отношения между двумя соседними странами находятся на уровне, явно не дотягивающем и близко до потенциала?

– Я причину называю «переизбытком отношений»: пока нет качественного прорыва в экономическом развитии Армении и Ирана, даже уже существующие совместные проекты будут зачастую казаться излишними.

Юрий Симонян, обозреватель «Независимой газеты», специально для «Нового Восточного Обозрения».