После длительных консультаций со всеми политическими блоками страны и фракциями парламента президент Ирака Фуад Маасум назначил 11 августа 2014 г. новым премьер-министром Хейдара аль-Абади, которому и поручил сформировать новое правительство. Эта кандидатура была выдвинута от коалиции Национальный альянс, объединяющей все арабо-шиитские партии, в число которых формально входит и коалиция Государство закона, возглавляемая бывшим премьером Нури аль-Малики. Последний не согласился с этим назначением и попытался обжаловать его в Верховном суде, однако тот вынес вердикт не в его пользу. Тогда Малики призвал своих сторонников в Багдаде и других городах выйти на демонстрации и митинги протеста, была отмечена также повышенная активность силовых структур: появились новые патрули спецназа и блок-посты на важных перекрестках и выездах из города, однако до открытого военного переворота дело пока не дошло. Подавляющее большинство иракцев, изрядно уставшие от массового террора, состояния гражданской войны и коррупции госаппарата, с надеждой на перемены к лучшему смотрят уже на нового премьера.
Хейдар аль-Абади (Haidar Jawad Al Abadi) родился в 1952 году в Багдаде. Его отец — Джавад аль-Абади был известным столичным врачом и директором госпиталя, затем Главным инспектором министерства здравоохранения Ирака. Хейдар аль-Абади окончил Багдадский университет по специальности электронная инженерия и продолжил свое дальнейшее образование и работу в Великобритании. Докторскую диссертацию в области юриспруденции защитил в Манчестерском университете. Вернулся на родину лишь после свержения режима Саддама Хусейна в 2003 году и сразу возглавил политбюро Партии исламского призыва («Ад-Даава»). Позже занял пост министра по связи и коммуникациям во Временном управляющем совете (правительстве) Ирака. В 2005 году был назначен советником премьер-министра Ирака в первом официальном правительстве. В том же году был избран депутатам федерального парламента и возглавил парламентский комитет по экономике, инвестициям и реконструкции. В 2013 году возглавил комитет по финансам, недавно был избран вице-спикером парламента.
Новый премьер-министр Ирака считается одним из наиболее авторитетных и образованных политиков умеренных взглядов среди арабо-шиитского большинства страны. Безусловно, длительное его проживание в эмиграции в Великобритании позволяет сделать вывод, что аль-Абади не чужды западные ценности. Однако, судя по первым заявлениям нового премьера, он приглашает к сотрудничеству в борьбе с международными террористами все без исключения страны. Скорее всего, это стремление аль-Абади продемонстрировать свою политическую равноудаленность от Вашингтона, Тегерана и Анкары, но не более того. Трудно себе представить, как бы могли взаимодействовать в Ираке войска США и Ирана или Турции и Ирана.
Также можно расценивать как дань вежливости и его высокие оценки деятельности своего предшественника аль-Малики на посту премьера: «он много сделал для Ирака и еще может принести пользу стране…». Очевидно, здесь сказалось и длительное сотрудничество аль-Абади с аль-Малики в шиитских политических блоках и правительстве.
Арабо-шиитское большинство будет и дальше оказывать свое влияние уже на нового премьера в его попытках найти баланс интересов шиитов с суннитами и курдами. Ни одну поправку в конституцию или новый закон аль-Абади не сможет провести, не заручившись согласием арабо-шиитского большинства в парламенте. Однако, становится все более очевидным, что новый премьер вряд ли сможет сделать поворот на 180 градусов в своей внутренней политике и вынужден будет проводить так непопулярную среди суннитов и курдов линию на ограничение их прав и свобод (федерализм, перераспределение доходов и власти и т.п.). При таком варианте Ирак от распада будет удерживать все сложнее.
С назначением на высокий пост Х. аль-Абади уже поздравили руководители США, стран ЕС, Турции, Ирана, других стран и международных организаций, включая ООН. Похоже, что с его назначением и у заинтересованных иностранных государств появилась надежда сохранить Ирак как единое целое. Безусловно, потребуется значительное время, чтобы стабилизировать ситуацию в стране и на ее границах. Ведь сегодня 8 из 18 провинций Ирака находятся под контролем восставших суннитских племен и международных террористов в лице «Исламского государства Ирака и Леванта» (ИГИЛ). Просто так десятки тысяч хорошо вооруженных и оснащенных всем необходимым боевиков страну не покинут и оккупированные ими населенные пункты не оставят. Армия аль-Малики в панике разбежалась, боеспособность ее близка к нулю. Одними точечными ракетно-бомбовыми ударами ВВС США и Великобритании боевиков не победить, к тому же они смешались с местным населением и рассеялись по густонаселенным районам, а на наземную военную операцию в Ираке администрация Б.Обамы вряд ли решится.
Главной задачей нового премьера на первых порах может стать налаживание диалога с вождями суннитских племен и их религиозными лидерами, реабилитация невинно пострадавших в ходе кампании «дебаасизации» бывших рядовых членов ПАСВ (баасистов) и военнослужащих силовых ведомств времен Саддама Хусейна. Не просто будет новому правительству восстановить доверие к себе со стороны сотен тысяч пострадавших от политических чисток и репрессированных или вынужденных скрываться в соседних странах арабов-суннитов. Не решив задачи привлечения на свою сторону традиционно активных в политическом плане арабов-суннитов, Багдад не может рассчитывать на стабилизацию внутриполитической ситуации в стране.
Второй, не менее важной, политической задачей для центральных властей станет налаживание более тесного сотрудничества с курдами, реализация статьи 140 конституции Ирака и подписанных Н. аль-Малики Эрбильских соглашений, которые предусматривают поэтапное мирное решение вопроса об административных границах в районе города Киркук и ряде других, так называемых, спорных территорий на севере страны, принятие нового закона об углеводородах, определение правового статуса сил самообороны курдов (бригад «пешмерга»).
Третье направление – это решение общих наболевших социально-экономических задач. Иракцы не понимают, почему граждане одной из самых богатых стран по экспорту нефти и газа в мире продолжают страдать от нехватки воды и электроэнергии, жилья, школ, больниц, разрушенных дорог, инфраструктуры? Почему десятки миллиардов долларов США перекачиваются в Вашингтон за поставки тяжелых вооружений и боевой техники, которая потом бездарно отдается в качестве трофеев в руки международных террористов? Непонятно вообще, с кем собирается воевать Ирак, ведь у него нет внешних врагов, а для борьбы с террористами нужно другое оружие, прежде всего, эффективные и хорошо оснащенные органы правопорядка на местах и поддержка властей всех уровней со стороны населения.
Четвертое, весьма важное, направление в деятельности нового премьера могло бы стать налаживание отношений с соседями и региональными центрами силами. Сегодня Ирак, объективно, превратился в арену вооруженной борьбы между суннитами и шиитами и задачей аль-Абади могло бы стать превращение Ирака в мост дружбы между ними. Почему бы новому премьеру не попробовать установить нормальные добрососедские отношения с Эр-Риядом, Дохой, Анкарой, не нарушая традиционно хороших отношений с Тегераном? Все предпосылки к этому имеются. Новый президент Ирана Х.Роухани совсем недавно посетил Турцию, где был весьма тепло принят, наметились постепенные подвижки в смягчении санкционного режима со стороны США и стран ЕС против Ирана.
Таким образом, преодоление затянувшегося правительственного кризиса в Ираке и смена руководства страны объективно создают условия для консолидации всех внутренних и внешних сил в борьбе с международными террористами и местными радикальными военно-политическими группировками. Однако, вряд ли можно рассчитывать на быструю и скорую победу Багдада в этом противостоянии. Ведь спонсоры ваххабитско-салафитских военно-политических группировок за рубежом пока не отказываются от своих планов использовать и дальше «джихадистов» в качестве передового отряда и ударной силы в борьбе с неугодными им правительствами и проиранскими шиитскими группировками в регионе. Да и Вашингтон явно предпочитает не уничтожать боевиков-исламистов, а лишь выдавить их на соседний театр военных действий — в Сирию, чтобы осуществить с их помощью маниакальную идею Белого дома — свергнуть во что бы то ни стало так ненавистный ему режим Башара Асада.
Станислав Иванов, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».