EN|FR|RU
Социальные сети:

К ситуации вокруг малайзийского Боинга

Константин Асмолов, 29 июля

123123Ситуация вокруг сбитого малазийского Боинга у многих оживила воспоминания о событиях 1 сентября 1983 г., когда советская авиация сбила гражданский южнокорейский самолет, тоже Боинг.

Во второй половине дня 1 сентября Рейс 007, следующий маршрутом Нью-Йорк — Анкоридж — Сеул, отклонился от обычного маршрута на 600 километров и нарушил воздушное пространство СССР. На перехват были подняты два истребителя-перехватчика Су-15. Один из них, пилотируемый летчиком Геннадием Осиповичем, получив приказ сбить самолет, поразил его двумя ракетами, после чего «Боинг» рухнул в море у побережья острова Сахалин рядом с островом Монерон. Вместе с самолётом погибли все пассажиры и экипаж — всего 269 человек.

Как и сегодня, этот инцидент наложился на острую политическую ситуацию. Одни заговорили о том, что мирный пассажирский лайнер был без видимых причин уничтожен советскими военными самолетами, и именно тогда президент США Рейган назвал СССР «империей зла», а сам инцидент — «преступлением против человечества, которое никогда не должно быть забыто». Другие – о провокациях американских спецслужб, заявив, что «Боинг» выполнял разведывательный полет над советской территорией, и его пришлось «остановить». Тем более что в 1960-е годы разведка США действительно разрабатывала похожие провокации против Кубы.

Если добавить то, что это уничтожение гражданского самолета не только оказалось как нельзя к месту на фоне обострения «холодной войны», но и совпало с первыми попытками СССР и РК наладить какой-то диалог (о котором после инцидента можно было забыть), то очень легко представить себе, что кто-то сознательно отправил пассажиров и экипаж самолета на смерть.

Однако изучение катастрофы 1983 г. действительно весьма полезно для тех, кто хочет выйти за рамки пропаганды – пророссийской или антироссийской, потому что реальная история южнокорейского Боинга интересна именно с этой точки зрения.

Скудность информации и материальных улик на начальных порах расследования катастрофы породила альтернативные версии о происшествии. Однако в 1993 г. во время визита в Южную Корею Бориса Ельцина копии всех записей бортовых самописцев «Боинга», а также копии всех переговоров между командными пунктами на Дальнем Востоке в ночь с 31 августа на 1 сентября, были переданы корейской стороне и оказались в распоряжении международных экспертов. Запись переговоров расставила точки над «I», вскрыв вариант, совершенно неожиданный для тех, кто привык видеть мир с презумпции рациональных мотиваций.

Выходило, что команда опытных пилотов отличилась феерическим разгильдяйством. Сначала она неверно заложила курс в навигационную систему, а потом игнорировала любые сведения о том, что самолет летит не туда. Если судить по данным «черного ящика», пилоты до последнего были уверены в том, что летят не в советском воздушном пространстве, а следуют избранным курсом, не выполняя надлежащих проверок для уточнения текущих координат. Радиосообщение о нарушении границ воздушного пространства СССР тоже было оставлено ими без внимания. Пилоты были спокойны, вели обычные/бытовые разговоры, и ничто не свидетельствует о том, что они знали об отклонении от маршрута или видели перехватчик.

Считается, что поскольку высокочастотный радиомаяк аляскинского аэропорта временно отключили для профилактики, командир судна забыл или не пожелал сверить заранее запрограммированный курс полета с системой ИНС и установил курс по своему личному компасу, после чего команда предалась отдыху, а судно вел автопилот.

Да, очень сложно представить себе, что экипаж, имевший репутацию опытных и квалифицированных пилотов, не просто заложил в автопилот некорректный курс, но еще и полностью игнорировал то, что самолет летит не туда, под крылом иной пейзаж, а российские власти пытаются с ним связаться. Подобно японцам, южнокорейцы имеют репутацию сверхдисциплинированных служащих, которые просто не могут проявить такую безответственность. Однако штампы массового сознания часто далеки от реальности, и опыт трагедии на Фукусиме или трагедии парома «Севоль» говорят о том, что безответственность и недисциплинированность встречаются там не менее часто, чем в иных местах. К тому же авторитет командира был так велик, что никто из команды не нарушил бы правила субординации, обратив его внимание на ошибку.

Огорченные конспирологи сразу запустили слух о том, что записи были подчищены, но никто из конспирологов не поднимает вопрос о том, какая именно была подчистка, и что же точно стерли. Лично для автора факт подчистки опровергается и общеполитическим контекстом. Визит Ельцина в Корею был призван продемонстрировать, что политика новой России радикально отличается от СССР, и кроме «черных ящиков» этого Боинга корейской стороне была передана специально отобранная подборка документов из советских архивов, иллюстрирующая приоритетную ответственность СССР за начало Корейской войны 1950-53 гг. У тогдашней Москвы не было необходимости исправлять версию несчастного случая. Наоборот, если бы российское руководство решило бы прибегнуть к подделке, «черные ящики» доказали бы американскую версию событий, по которой во всем был виноват Советский Союз.

Более того, история корейского Боинга опровергает тезис о том, что две бомбы не падают в одну воронку. 20 апреля 1978 г., за 5 лет до трагедии, другой южнокорейский самолет, выполнявший рейс № 902 по маршруту Париж-Сеул через Северный полюс, вообще настолько изменил курс (как потом официально объясняла сама авиакомпания, «экипаж при расчётах использовал неверные значения магнитного склонения»), что развернулся почти на 180° и вместо Аляски залетел в Карелию, и, не отвечая на запросы наземных служб, начал продвигаться вглубь советской территории. Ночь и отсутствие опознавательных сигналов не позволяли точно определить классификацию самолета-нарушителя, а при виде советского военного самолета нарушитель развернулся и стал уходить в сторону Финляндии, после чего был поражен ракетой и принуждён к посадке на лёд замёрзшего озера Корпиярви. В тот раз обошлось без жертв.

Кто в здравом уме и твердой памяти поверит в такое совпадение? Двойная подобная безответственность воспринимается как нечто совершенно нереалистичное.

Однако теперь посмотрим, как это выглядело с советской стороны. Уже второй раз южнокорейский самолет демонстративно залетает в воздушное пространство СССР, существенно отклоняясь от курса. При этом сначала он делает это над Камчаткой и находящимися там секретными объектами ПВО, покидая советское воздушное пространство после того, как в воздух поднялись истребители, а затем – уже во второй раз – над Сахалином.

Легко ли при таких данных поверить в злой умысел? Легко! Особенно если учесть, что движение маршрута в советском воздушном пространстве почти совпадало с маршрутом движением американских самолетов-разведчиков, которые не раз залетали в это же воздушное пространство и при плохой видимости могли быть спутаны с данной моделью гражданского самолета.

Добавим к этому то, что советские летчики недостаточно хорошо различали «гражданские машины иностранных компаний» и могли исходить из представления о том, что перед ними американский самолет-разведчик RC-135, раскрашенный в гражданские цвета и имевший похожие размеры и конструкцию. Советский перехватчик сделал несколько длинных предупредительных очередей из авиапушки, но выстрелы были сделаны бронебойными, а не трассирующими снарядами (которые не входили в боекомплект), поэтому пилоты лайнера могли не сразу заметить предупредительные выстрелы. А когда самолёт-нарушитель снизил скорость, что, по мнению комиссии ИКАО было вызвано началом набора высоты для занятия другого эшелона, советский пилот принял это за попытку ухода от перехвата и, окончательно уверившись в правоте своих подозрений, был готов стрелять.

Поэтому иногда не стоит, не дожидаясь результатов следствия или экспертизы, заранее объявлять виноватого исходя из принципа «а кто же еще мог это сделать».

Константин Асмолов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН, специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».