На днях президент Владимир Путин дал старт торжественной церемонии начала работ по модернизации Транссиба и укладке «серебряного звена» — секции железнодорожного полотна на перегоне Таксимо — Лодья, символизирующей начало строительства новой железнодорожной ветки БАМа. Таким образом, работа по строительству сети восточных железных дорог, начатая еще в 1891 году, успешно продолжается в настоящее время и, несомненно, будет продолжена в будущем в соответствии с новыми требованиями к скорости и объему грузоперевозок.
Изначально Транссиб строился как связующий путь между европейской частью России с Сибирью и Дальним Востоком и имел, прежде всего, военно-стратегическое значение, а затем уже экономическое. Байкало-Амурская магистраль как развитие восточно-сибирских и дальневосточных путей Транссиба начала строится еще до ВОВ, но в силу ряда обстоятельств широкое строительство здесь пошло с 1974 года.
БАМ возводилась как перспективная сеть ЖД с целью последующего индустриального развития Восточной Сибири и ДВ, богатых мощными залежами полезных ископаемых. В 90-е годы, когда индустриальное развитие РФ было практически свернуто, БАМ потеряла (временно) свое значение.
В настоящее время, согласно «Стратегии 2030», на линии БАМа будет переведено в основном грузовое наполнение, в то время как линия Транссиба приобретет большей частью характер преобладающих контейнерных и пассажирских перевозок. Главной задачей при модернизации Транссиба будет увеличение его скоростного режима и ускорение работы его транспортных узлов. В перспективе эта гигантская магистраль, соединяющая Восточную Азию (КНР, в проекте Северную и Южную Кореи) и ЕС, может рассматриваться как одна из возможностей диверсификации морского транзитного торгового потока Восточная Азия – Европа.
Что касается БАМа, то президент Путин заявил: «В середине 2000-х… стало очевидным, что БАМ в высшей степени востребован». Пропускная способность БАМа в настоящее время составляет около 16 млн тонн, но из-за инфраструктурных ограничений наблюдается острый дефицит провозной и пропускной мощности. Прогнозируется, что к 2020 году объем грузоперевозок по БАМу увеличится в три раза, а пассажирооборот — на 18%. Перспективы данной магистрали РЖД связаны со строительством новых участков дороги к месторождениям в Якутии и развитием портов Ванино и Советская Гавань.
На настоящий момент в транспортном балансе БАМа преобладает вывоз угля (Южно-Якутский Бассейн, в частности Нерюнгри), руды (Коршуновское месторождение) и леса (центры в Усть-Илимске, Братске и Комсомольске-на Амуре), в части транзита в адрес Ванино-Совгаванского узла наличествует та же спецификация грузов.
В перспективе (по информации федерального портала protown.ru) до 2020 г. в связи с увеличением производства, как на существующих предприятиях, так и в результате создания новых производств, рост объемов отправления возрастет в 1.9 раза.
Так, в период до 2020 г. предусмотрено освоение Эльгинского месторождения угля, ввод ГОКов на рудных месторождениях – Куранахском, Чинейском и Большой Сейим. На базе Эльгинского угольного месторождения предполагается строительство разреза мощностью 30 млн. тонн в год с обогатительной фабрикой, позволяющей довести отправление угольного концентрата и промпродукта до 22 млн. тонн. Освоение этого месторождения вызывает необходимость строительства железнодорожной линии протяженностью 320 км с примыканием к БАМу по станции Улак.
Кроме того, увеличить загрузку БАМа должны Куранахское месторождение титаново-магнетитовых руд в Тынденском районе Амурской области, которое предполагает строительство рудника и обогатительной фабрики по производству ильменитового концентрата, титаномагнетитового концентрата с последующим строительством в Тынде предприятия по производству диоксида титана. Освоение титаномагнетитового месторождения Большой Сейим предполагает добычу руды с дальнейшей переработкой в титановый и магнетитовый концентраты. Чинейское и Удоканское месторождения медно-платиновых руд позволят не только обеспечить производство дефицитной в стране меди, но и добывать серебро, платину, золото и другие редкие и драгоценные металлы. Загрузку БАМа увеличит также Комсомольский нефтеперерабатывающий завод «НК «Роснефть».
Узким местом БАМа в его экспортном торговом потенциале со странами АТР является лимитирующий элемент инфраструктуры на пути следования грузов в порты Ванино и Советская Гавань, а именно — пересечение железной дорогой хребта Сихотэ-Алинь в районе Кузнецовского перевала. В настоящее время из-за этого участка железной дороги (с подъемом 27%) на направлении Комсомольск-Сорт. – Токи обращаются поезда с весовой нормой, ограниченной до 3600 тонн. В настоящее время магистраль обеспечивает перевозку грузов в порты Ванино и Советская Гавань в объеме 8-10 млн.т/год, при этом на 280 км направления уже в 2006 г. не имелось резервов пропускной способности. Преодоление данного узкого места позволит существенно нарастить экспортный потенциал БАМа.
В Минэкономразвития РФ поступила заявка ОАО «РЖД» в Инвестиционный фонд РФ на реализацию проекта «Реконструкция участка Оунэ – Высокогорная со строительством нового Кузнецовского тоннеля на участке Комсомольск–на–Амуре – Советская гавань». Реализация проекта будет способствовать снятию инфраструктурных ограничений при осуществлении перевозок грузов, в том числе углей Эльгинского месторождения, в направлении портов Ванино и Советская гавань, и далее в страны АТР.
Итак. БАМ является инфраструктурным проектом, который требует грузового наполнения, а, следовательно, значительного усиления геологоразведочных работ в прилегающих регионах, создание промышленных предприятий и подвод к ним «капиллярных» ж/д и иной инфраструктуры, привлечение трудовых ресурсов, организацию социальной жизни, создание соответствующего качества жизни рабочей силы. Все это возможно решать только в комплексе при активном участии государства и привлечении на льготных условиях частного капитала, как российского, так и иностранного.
Константин Пензев, писатель-историк, обозреватель Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».