11.07.2014 Автор: Наталья Замараева

Пакистан: внешняя политика премьер-министра Н.Шарифа

Suspense-over-S1726625 июня 2014 советник премьер-министра по национальной безопасности и иностранным делам Пакистана А.Азис анонсировал  «Стратегическое видение внешней политики Пакистана». Это заявление – своего рода отчет по завершению первого года работы правительства премьер-министра Наваз Шарифа.

Заявленные в 2013 г. приоритеты внешней политики Пакистана были ориентированы на укрепление отношений со странами в регионе – Афганистаном, Индией, Китаем, Турцией, Ираном, странами Персидского залива. Затем следовали США, Евросоюз, Российская Федерация.  Но в целом эти приоритеты носили характер намерений.

Прошедший год внес коррективы в приоритеты внешней политики. Отличительной чертой нового стратегического видения «…является  безопасность собственной  страны, а не других государств». Механизмом обеспечения безопасности, залогом успеха ликвидации усиливающегося экстремизма  декларирована согласованная внутрипакистанская  политическая и военная стратегия. В 2013 г. МИД ни словом не упомянул генералитет, подчеркнув, тем самым, отмежевание от военных. Но это было в прошлом году.

Следующие  три приоритета носят традиционный характер на протяжении последних пятнадцати лет:

—  обеспечение экономического возрождения и устойчивого развития страны, преодоление энергетического кризиса. Это может быть достигнуто, по мнению внешнеполитического ведомства,  путем расширения инвестиций и развития торговых отношений (не помощи);

—  мирное соседство, т.е. дальнейшее развитие региональных связей и укрепление собственных позиций;

 — конвертация стратегического географического  положения Пакистана из пассива в актив путем развития региональной торговли, транспортных, коммуникационных и энергетических проектов с Китаем, Центральной Азией и Западной Азией. Это, в свою очередь, направлено на достижение баланса геостратегических и геоэкономических приоритетов Пакистана.

Список достижений открывает заявление о дальнейшем укреплении стратегического партнерства с Пекином: «Отношения с Китаем остаются краеугольным камнем нашей внешней политики», заявлял еще в июне 2013 г. президент Асиф Али Зардари . В 2013 -2014 гг. было подписано свыше двадцати инвестиционных проектов в различных областях народного хозяйства. Со своей стороны, Пакистан поддерживает интересы Китая в Тибете и на Тайване.

В паре Пакистан – Китай ведущим, как и в прежние годы, остается Пекин. Каждая из сторон, отстаивая национальные интересы, получает свои выгоды. Исламабад – долговременные инвестиции и уверенность в реализации крупных инфраструктурных проектов. Поиск новых энергетических рынков заставил Китай искать географический выход на прямые поставки  углеводородного сырья в Ормузском проливе. С 2005 г. при инвестиционной и технической помощи Китая начато строительство порта Гвадар. В 2013 – 2014 гг.  проект дал толчок развитию  пакетных соглашений – строительству железнодорожных путей и автомагистралей  через территорию пакистанской провинции Белуджистан вверх для подключения к китайским сетям: железнодорожной, автомобильной и энергетической.

На афганском направлении  за прошедший год, как сказано в заявлении МИДа,  «конструктивное  взаимодействие позволило сократить дефицит доверия». Однако, несмотря на попытки поступательного движения сторон навстречу друг другу, прогресс незначительный. Это объясняется несколькими причинами.  Пакистано-афганские отношения в 2013 – 2014 г. развивались как часть международных усилий по урегулированию внутриполитической ситуации в Афганистане. Многочисленные пограничные инциденты осложняли  отношения. Добавил неопределенности и период  президентских выборов в Афганистане (апрель – июнь 2014 г.). В конце мая 2014 г.  пересмотренный президентом Б.Обамой  график вывода коалиционных войск США/НАТО из Афганистана, наоборот, укрепил антитеррористическую направленность пакистано-афганского сотрудничества. Но вызовами для нормализации отношений между Исламабадом и Кабулом продолжают оставаться:   согласование мер по предотвращению использования территории друг против друга, проблемы транзитной  торговли, регулирование  пограничного контроля и управления, возвращение беженцев в Афганистан, борьба с наркотиками и активизация  диалога на региональном и международном уровне.

Отношения с Нью-Дели продолжают оставаться в списке сложных и неотложных.  Несмотря на заявления внешнеполитического ведомства и лично премьер-министра Наваз Шарифа о намерении добиваться устойчивого и продуктивного диалога  в решении вопросов Кашмира, расширения экономического сотрудничества, значимого прогресса на этих направлениях также не последовало. Резко осложняли  вялотекущий пакистано-индийский диалог  пограничные инциденты на Линии контроля осенью 2013 – весной 2014 гг.  В 2013 – 2014 гг. внешнеполитическое ведомство  отступило от  успешного опыта бывшей правящей  Пакистанской народной партии (2008 – 2013 гг.). В 2012 г. ПНП выступила с предложением на время отложить решение основных спорных проблем (Кашмир, Сиачин, Сэр Крик и др.) и приступить к обсуждению «гуманитарного пакета». Со стороны Нью-Дели была положительная реакция, последовали консультации на уровне государственных секретарей, что и привело к прорыву в пакистано-индийских отношениях. Подписаны Визовое соглашение, Таможенное соглашение и ряд других. В 2013 – 2014 гг. МИД Пакистана не предпринимал каких-либо инициатив. Объективной причиной этому стало ожидание парламентских выборов в Индии (апрель 2014 г.), и последовавшая   смена  власти в Нью-Дели. Выстраивание отношений с новым премьер-министром Индии Н.Моди и будет очередным вызовом для Исламабада в ближайшей перспективе.

Неоднозначный  характер носят отношения с США. Отчасти это связано с потерей интереса Вашингтона к Исламабаду как ключевому союзнику в антитеррористической борьбе в регионе. Вывод коалиционных войск США/НАТО  из Афганистана, переориентация Белого дома на Азиатско-тихоокеанский регион, конфликты в Сирии, Ираке  оставили в прошлом необходимость  учитывать позиции Исламабада. Конгресс США сократил финансовую помощь союзнику; несмотря на протесты  Пакистана США продолжают наносить удары беспилотными летательными аппаратами  по местам укрытий боевиков в зоне пуштунских племен в пакистано-афганском пограничье.  В 2014 г. Исламабад вновь ставит цель трансформировать  содержание отношений, так как он по-прежнему заинтересован в американских инвестициях,  расширении объемов торговли, открытии  американского рынка для пакистанских товаров.

К достижениям  политики правящей администрации внешнеполитическое ведомство  относит  предоставление Евросоюзом в декабре 2013 г. GSP+ статуса. Торговля, инвестиции и кооперация в социальной сфере находятся на подъеме, в то время как сотрудничество в борьбе с терроризмом продолжает укрепляться. Но работа по снижению таможенных пошлин, предоставлению торговых льгот для пакистанских товаров на европейском рынке началась еще в 2010 г. правящими на тот момент кругами. Желаемый результат  Пакистан получил только в декабре 2013 г., но уже при Наваз Шарифе.

Начиная с июня 2013 г. новый кабинет министров  приоритетное внимание во внешней политике стал уделять странам Персидского залива, в первую очередь Королевству Саудовской Аравии. Наваз Шариф был обязан КСА своим спасением  и тем, что  он воспользовался политическим убежищем (именно вмешательство Эр-Рияда в 2001 г. повлияло на отмену решения о смертной казни  экс-премьера Наваз Шарифа  по обвинению в государственной измене). В 2013 – 2014 гг. общая обстановка на Ближнем Востоке ухудшалась в связи с выходом на политическую арену  в Египте  армии и арестом бывшего президента Мурси, а также дальнейшим обострением  ситуации в Сирии.  Это стало отправной точкой  для изменения отношения  новых властей Исламабада как к событиям в Каире, так и их позиции по сирийскому конфликту. За прошедший год Исламабад значительно укрепил   военное сотрудничество со странами залива.

Следующими в ранге приоритетов следуют Турция и Иран. Стамбул рассматривается Исламабадом одним из ключевых региональных союзников в военной области и торговле; он приветствовал турецкие инвестиции в ключевые сектора своей экономики. Напротив, при выстраивании пакистано-иранских отношений  внешнеполитическое ведомство Пакистана ограничивает себя  изучением практических путей расширения торговли в условиях американских санкций.

Россия занимает последнее место в табеле о рангах пакистанского МИДа, сотрудничество с Москвой рассматривается, в первую очередь,   в рамках международных организаций, как, например, Шанхайская организация сотрудничества.

Констатируя изложенное можно отметить, что Исламабад осознает турбулентность событий в разных регионах мира и крайне осторожно делает оценки, не позволяя себе резких заявлений.

Наталья Замараева, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник сектора Пакистана Института востоковедения РАН, специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».