«Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но это уже было в веках, бывших прежде нас».
Так сказано в книге Эклессиаста и, чтобы оценить эту ветхозаветную мудрость, нужно обратиться к истории клана Аль Сауд, правящего в Саудовской Аравии (хотя и с вековыми перерывами) с XVIII века.
Точное происхождение этой знаменитой династии неизвестно, что вынуждает открыть и перелистать старинные летописи, включая весьма известную «Блеск метеора» — хроники неизвестного арабского автора восемнадцатого века. Более-менее точно известно, что возвышение клана саудов началось со второго десятилетия восемнадцатого века, когда оазис Аль-Диръия, находящийся недалеко от современного Эр-Рияда посреди исторического пустынного района Неджд, оказался под властью Сауда ибн Мухаммеда ибн Микрина, который и основал современную династию Аль Сауд. Он правил недолго, и в 1725 году умер, а власть перешла к его двоюродному брату Зайду. Дальше пересказывать в деталях эту историю нет смысла, потому что она изобилует многочисленными переходами власти от одного родственника к другому, но эта борьба за власть в оазисе и затем в Неджде будет происходить уже в рамках одного клана – клана Аль Сауд.
Но что было до этого, и от кого произошел этот клан? Часть самих саудов считает, что они произошли от могущественного клана Бану Ханифа, хотя другие возводят свою генеалогию к самому многочисленному и могущественному племени Центральной и Восточной Аравии – Аназа или, как его еще называют Анза бен Ваиль, как об этом пишет французский исследователь Алэн Греш.
Однако, что известно абсолютно точно, — своим возвышением сауды (кто бы они ни были по происхождению) обязаны во многом ваххабизму — пуританскому движению в исламе. В 1744 году эмир Нежда Мухаммед бен Сауд, пришедший на смену Зайду, заключил религиозный контракт с проповедником ваххабизма Мухаммедом ибн аль-Ваххабом, чтобы добиться «победы слова Божия даже силой оружия». Этот завет с вахаббитами остается в силе до настоящего времени.
Но как и почему клан саудов связал, причем на века, свою судьбу именно с ваххабитами, в общем-то до сих пор миноритарным течением в исламе? Есть разные трактовки этого события у различных авторов, но большинство востоковедов сходится на том, что в восемнадцатом веке начинался период упадка Оттоманской империи и наступления шиизма в зоне Персидского залива (не так ли происходит сейчас, только в упадок приходит другая империя — США?). Этим процессам надо было противопоставить некую доктрину, план действий, что и было сделано местными вождями, мечтавшими о собственном государстве, за счет союза с авторитетными суннитскими богословами, выступавшими за «очищение» ислама на основе ортодоксальных идей известного богослова тринадцатого века Ибн Таймии.
Полагаем, что имеет право на существование и еще одна гипотеза – альянс состоялся потому, что ваххабиты были саудам духовно близки. Официальные саудовские историки или признаваемые ими в качестве таковых, как Мохаммед Ат-Тамими, рисуют, и, видимо, не случайно, дело таким образом, что клан саудов и клан ваххабов являются родственниками и ведут свою историю от пророка Мухаммеда.
Возвращаясь к теме истоков династии саудов заметим, что сторонники версии ее происхождения от племени Аназа, состоявшей, как пишет автор «Блеска метеора», из трех больших взаимосвязанных кланов, зачастую воспроизводят такие неоднозначные источники, как секретный доклад иракских спецслужб от сентября 2002 года «Возникновение Ваххабизма и его исторические пути» (“The Emergence of Wahhabism and its Historical Roots”). В нем, в частности, утверждалось, что клан саудов ведет свою родословную от некоего еврейского торговца Мордехая бен Ибрахима бен Моше из Басры, который еще в девятом веке присоединился к одной из ветвей племени Аназа – Аль-Масалих, переехав с караваном торговцев в Саудовскую Аравию и сменив свое имя на Мархана бен Ибрагима бен Мусу. Ему доклад приписывает особое коварство, ряд преступлений с помощью которых он якобы овладел собственностью тех людей, которые его приютили. Однако известно и то, что Мархан был успешным проповедником и якобы женил своего сына на дочери одного из видных представителей племени Аназа. В результате этого брака будто бы и был основан клан саудов. Авторы секретного иракского доклада утверждают, что опубликовавший эту версию исследователь Мухаммед Сакер будто бы был убит по приказу саудовских властей.
Заходя еще дальше в своей конспирологической версии, составители этого «обличительного» текста развивают свою мысль и утверждают, что не только корни саудовской династии уходят в еврейское прошлое, но и корни ваххабизма с ним тесно переплетены. Якобы и основатель ваххабизма, по мнению доктора Мустафы Турана также был внуком еврея из Басры (по другим данным он был с территории современной Турции) некоего Тжена Шульмана, который переехал в деревню Аль-Айния в нынешней саудовской провинции Хиджаз, где впоследствии его внук, Мухаммед ибн Абдель Ваххаб и основал движение ваххабизма, так пригодившееся саудам. Об этом иракская разведка узнала из мемуаров некоего английского разведчика восемнадцатого века Хемфера, которого, в свою очередь процитировал в вышедшей в 1888 году книге «Истоки и распространение ваххабизма» (“The Beginning and Spreading of Wahhabism”) турецкий адмирал Айюб Сабри Паша.
В докладе иракской разведки, кстати преданном гласности американцами в 2008 году (отдельный вопрос – какой сигнал они этим хотели подать своим саудовским союзникам!), акценты расставлены таким образом, чтобы показать, что сауды в силу своих «еврейских корней» всегда поддерживали планы создания еврейского государства в Палестине. Более того, в нем утверждается, что основатель уже современного саудовского государства (третьего по счету в истории саудов) будущий великий король Абдельазиз, объединитель Аравии, в ходе встречи с британским, как теперь сказали бы, спецпредставителем в Персидском Заливе Брэйси Кокасом в 1915 году дал себя убедить, что создание еврейского очага в Палестине отвечает саудовским интересам…
Конечно, эти рассуждения по-своему курьезны, хотя нужно понимать контекст, в котором они родились, и для кого доклад писался. Составлялся он для Саддама Хусейна накануне второй войны в Персидском заливе, в ходе которой диктатор был свергнут. Авторы явно хотели потрафить своему патрону, чтобы убедить его в «сионистском заговоре». Кроме того, доклад вышел на фоне появления т.н. арабской мирной инициативы, выдвинутой в 2002 году на саммите арабских государств в Бейруте именно Саудовской Аравией и ее нынешним королем Абдаллой. Она имплицитно предполагала, и, весьма разумно, что отношения Израиля с арабскими странами могут быть нормализованы, если он уйдет с территорий, оккупированных в ходе арабо-израильского конфликта 1967 года. Для авторов доклада признание Израиля было явным табу, тем более, что Саддам Хусейн выставлял себя защитником палестинцев и борцом с «сионистским образованием». Поэтому саудовская инициатива рассматривалась как подрыв его позиций. Вот этот тезис и надо было чем-то обосновать…
Конечно, у всякого рода спекуляций есть основа. Есть она и у теории близости саудов и Израиля. Но ее, скорее, думается, надо искать не в крови, а в несколько ином. Ислам и иудаизм (равно как и христианство) – близкие авраамические религии, а ваххабизм, как и хасидизм в иудаизме, являются его наиболее радикальными ответвлениями, проповедуя чистоту и строгость единобожия. И в этом они очень похожи, разве что различается цвет одежд (черные – у хасидов, белые – у ваххабитов). Но для того, чтобы обосновать родство ваххабизма и, скажем, течения хабад в хасидизме, не стоит искать «кровное родство». Достаточно духовного.
Равным образом арабы и евреи согласно Библии (книга Бытия) приходятся друг другу родственными семитскими (от имени Сим – одного из сыновей Ноя, хотя по-арабски семитские народы звучат как «самийя», то есть «небесные») народами и, по версиям некоторым этнологов, однозначно являются выходцами с Аравийского полуострова. Пророк Мухаммед, как известно, достаточно доброжелательно относился к евреям, на них не было таких гонений, как в Европе, они занимали достойное положение в обществе, впоследствии были визирями при первых арабских халифах. О близости и повторах в текстах Ветхого Завета и Корана и говорить нечего, вплоть до того, что правильнее, наверное, было бы говорить не об иудео-христианской, а об иудео-мусульманской цивилизации. Много общего и в обычаях, начиная с обрезания.
(продолжене следует)
Погос Анастасов, политолог, востоковед, специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».