Не так давно президентом США Б.Обамой было принято решение о «Возвращении в Азию». Суть этой политической программы заключается в сколачивании военно-политического блока, состоящего из США, Японии, Австралии (и др. стран, которых удастся затащить в столь сомнительное предприятие), против Китая. Декларируемые причины действий Вашингтона универсальны для подобных случаев и состоят «в противодействии вызовам и угрозам».
Следует признать, что хотя России незачем возвращаться в Азию (она всегда там присутствовала), у нее, оказывается, есть свой «Азиатский курс» и его сегодня активно обсуждают в азиатских и, прежде всего, в китайских СМИ. Он сильно отличается от ярко выраженного военно-стратегического «курса» Вашингтона.
Так China Daily утверждает, что соглашение РФ с Китаем о поставке природного газа – это мирное, созидательное направление сотрудничества России со странами Азии и будет иметь значительные долгосрочные последствия для всего Азиатско-Тихоокеанского региона. Между тем, текущее соглашение касается пока только восточной ветви магистрального газопровода с проектной мощностью 38 млрд кубометров газа. Под этот проект будет построен газопровод «Сила Сибири», основанный на ресурсах Чаяндинского и Ковыктинского месторождений (общие запасы 2.7 трлн кубометров). В районе Благовещенска и Дальнереченска планируется сделать отводы в КНР, а заканчиваться газопровод будет в районе Владивостока. Здесь «Газпром» и консорциум японских компаний планируют построить крупный завод по производству СПГ. Его потребителем станут страны АТР. Таким образом, проект не будет зависеть только лишь от китайской коньюктуры. Ввод в эксплуатацию первой очереди газопровода планируется на конец 2017 года.
Ожидается также, что трубопроводный газ (по западному маршруту) в КНР будет поставляться по газопроводу «Алтай» от компрессорной станции «Чуйская». Планируемый объем поставок составит 30 млрд кубометров. Начало подачи газа здесь рассчитывается на конец 2015 года.
Вторым ориентиром РФ на востоке Азии является Республика Корея, которую «Газпром» также не отказался бы снабжать трубопроводным газом. На пути этого проекта находится КНДР, которая имеет некоторые экономические проблемы, однако ничто не мешает их решить. По информации China Daily, за последние два года Россия урегулировала все коммерческие вопросы с КНДР, которые включают в себя торговые задолженности и неоплаченные кредиты. В результате Россия и КНДР подготовили базу для существенного улучшения экономических отношений. Таким образом, «Газпром» и Министерство энергетики КНДР достигли соглашений по строительству газопровода, который будет проходить по территории КНДР для поставок газа в Республику Корея. Кроме того, существует сопутствующий проект строительства современной железнодорожной линии из РК через КНДР в Россию, с подсоединением к Транссибирской магистрали. Последний даст возможность для высокоскоростного железнодорожного сообщения из РК на рынки Европы.
Третьим ориентиром на рынке Восточной Азии для РФ является Япония, чьи потребности в природном газе очень велики. Правительство страны Восходящего солнца проводит в этом вопросе вполне разумную политику, стремясь к максимальной диверсификации импорта. Его ценовая политика, в отличии от ценовой политики правительства КНР, не является жесткой. Японцев более всего интересуют гарантии и безопасность поставок. Между тем, Россия может поставлять в Японию только СПГ, так как прокладка трубопровода Сахалин-Хоккайдо неэффективна как в экономическом, так и в техническом плане. Об этом заявил глава «Газпрома» Алексей Миллер.
Экономические интересы России на восточно-азиатском направлении переплетаются с политическими и военно-стратегическими интересами других стран, в первую очередь – КНР. Китай хотел бы видеть в России дружественную страну, поскольку это позволит ему снизить затраты на сухопутный контингент вооруженных сил и больше внимания и средств уделять своему военно-морскому флоту и противоракетной обороне. Почему так?
Совершенно ясно, что существенное политическое влияние Китая в Восточной Азии, а именно к этому он и стремится, невозможно без создания сильного авианосного флота, способного решать стратегические задачи и противостоять флоту США в этом регионе. Только так КНР может обеспечить безопасность своих морских торговых маршрутов. У Японии такой возможности не существовало, поскольку ей после второй мировой войны было запрещено иметь сильный флот и она во всем должна была полагаться на ВМС США.
Естественно, что стремление КНР к усилению своего влияния в регионе вызывает в Вашингтоне резко негативную реакцию и последний вербует себе сторонников в Восточной Азии. К примеру, тот же Вьетнам, в котором недавно состоялись массовые антикитайские выступления по поводу нефтеносных шельфов в Южно-Китайском море. Китай не думает отступать и ведет себя весьма дерзко. Так, на днях, китайское судно намеренно столкнулось с вьетнамским рыболовным судном в 30 километрах к югу от установленной китайской компанией платформы для бурения нефти. Вьетнамский рыболов в результате столкновения затонул.
Буквально через несколько дней китайские самолеты Су-27 российского производства подлетели на опасную дистанцию в 30-50 метров к японскому самолету YS-11 в районе, где пересекаются объявленные двумя странами зоны воздушной обороны.
30 мая премьер Абэ пообщал помощь Японии странам, у которых есть какие-то претензии к Китаю, в частности, Вьетнаму. Он готов предоставить таковым патрульные корабли, военных специалистов и вооружение.
КНР, в свою очередь, в японо-китайских отношениях делает ставку на КНДР, располагающей весьма мощной армией и некоторым ракетно-ядерным потенциалом. Пхеньян традиционно относится к Токио с высокой степенью враждебности и никогда не против усилить напряженность на северо-востоке Азии.
России необходимо быть очень осторожной в отношениях со странами Восточной Азии и стараться всячески подчеркивать примат своих экономических интересов над политическими и военно-стратегическими. Особенно важны в этом случае добрососедские отношения с КНР. Затевать какие-то особые отношения с Японией вряд ли имеет смысл, поскольку ее внешнюю политику контролирует Вашингтон.
Дружба Москвы и Пекина не подразумевает формулы «враг моего друга – мой враг». Если тот же Вьетнам собирается устраивать склоку с КНР из-за нефтедобычи в районе Парасельских островов, то это должны быть их сугубо частными проблемами, которые не могут влиять на российско-вьетнамские и российско-китайские отношения.
Основной проблемой региона является поведение Белого дома, озабоченного своей исключительностью, утверждением мирового господства и считающего, что он имеет право на бесконтрольное применение силы в любой точке мира. Подрались ли цыганские торговцы с кавказскими на рынке в белорусском городе Ждановичи, захватили ли люди в масках административное здание украинского банка, пронесся ли ураган над Ямайкой, похитил ли маньяк девочку в Зимбабве, всюду должны появляться американские солдаты и наводить порядок.
Однако, если бы это было так!
Реальная политика Вашингтона заключается в стравливании друг с другом народов и государств – японцев и вьетнамцев против китайцев, украинцев против русских, албанцев против сербов, пакистанцев против индусов, наемных террористов против сирийцев и т.д. и т.д и т.п.
Именно это обстоятельство Россия учитывает в своем «Азиатском курсе», рассчитывая эффективно торговать на рынках Восточной Азии и способствовать укреплению мира в этом регионе.
Константин Пензев, писатель-историк, обозреватель Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».