29 мая в Астане президенты Владимир Путин, Нурсултан Назарбаев и Александр Лукашенко подписали Договор о создании Евразийского экономического союза. Ядром экономического альянса стали три страны – Россия, Казахстан и Белоруссия. Этот исторический документ ознаменует новый этап экономической интеграции. Новое соглашение вступает в силу 1 января 2015 года, создавая территорию с населением в 170 млн человек. стоимостью около 1 трлн долларов. На территории трех государств – России, Белоруссии и Казахстана – будет поэтапно формироваться режим свободного передвижения товаров, капиталов, рабочей силы, услуг, а также обеспечен равный доступ к транспортной и энергетической инфраструктуре, будут действовать общие правила таможенно-тарифного регулирования. Ожидается, что к новому интеграционному объединению чуть позже присоединятся Армения и Киргизия. Западные политики воспринимают ЕАЭС как враждебный проект, способный создать серьезную конкуренцию доминирующему влиянию Запада не только на постсоветском пространстве, но и в глобальном формате.
Церемония официального подписания договора в столице Казахстана Астане состоялась на фоне обострившейся обстановки напряженности в регионе, усугубленной продолжающимся политическим кризисом на Украине. И это не случайно. Как сказала автору научный сотрудник МГУ Наталья Харитонова: «Россия стремится мобилизовать сторонников евразийской интеграции и использовать имеющиеся и предполагаемые преимущества в пропагандистских целях, в том числе и по отношению к государствам, находящихся западнее ее границ».
Президент РФ Владимир Путин признал, что «благодаря общему конструктивному настрою, готовности и умению каждой стороны находить компромиссы, удалось преодолеть немало сложностей на этом пути и вовремя, как предполагалось (до 1 июня 2014 года), выйти на подписание документа». Положительную оценку дал и казахстанский лидер Нурсултан Назарбаев: «Договор получился взвешенным, грамотным, учитывающим интересы всех государств». Он подчеркнул, что решения в союзе будут приниматься по принципу консенсуса, «голос каждой стороны будет определяющим». Назарбаев в очередной раз акцентировал, что союз экономический и «не затрагивает вопросы независимости, политического суверенитета государств – участников интеграционного процесса».
Белорусский президент Александр Лукашенко попросил «уняться» противников экономической интеграции России, Белоруссии и Казахстана. Он отметил, что в ЕАЭС все будут равны. «Мы с Россией, Казахстаном – участники совместного равноправного процесса. И если будем взваливать что-то на плечи друг друга, то это тоже на равноправной основе. Это наш дружеский союз», – сказал Лукашенко. Глава Белоруссии был возмущен беспочвенной критикой, которая звучала, пока готовился договор о создании ЕАЭС. «Какие только обвинения и претензии нам не пришлось выслушать: и что интеграция – это воссоздание советской империи, и что это потеря суверенитета, и что это гиря на ногах не то у России, если о Белоруссии говорить, не то у Казахстана. Но, пожалуй, больше всех досталось, конечно, Белоруссии. Даже сейчас в прессе поднимается шум, что Лукашенко требует уступок, выторговывает бонусы для Минска – это я цитирую», – заявил Лукашенко.
Впрочем, Лукашенко лукавил, жалуясь на «несознательных» журналистов. Ведь действительно, после угроз Батьки заблокировать подписание договора, ряд вопросов для Минска решились положительно. В итоге, Москва пообещала перечислить в течение нынешнего месяца (май 2014г) 2 млрд долларов кредитных денег для пополнения стремительно таящих белорусских золотовалютных резервов. Решился также вопрос поставок нефти. Как заметил Лукашенко, «в тех объемах, которые мы хотели бы с перспективой увеличения, если нам это нужно будет». Выторговал белорусский лидер и обещание по главному для себя вопросу – отмене таможенных пошлин на экспортируемые Белоруссией нефтепродукты, произведённые из российской нефти. Речь идет о 3-4 млрд. долларов в год. И в 2016 году полностью отказаться от перечисления нефтяных пошлин в российский бюджет.
Не осталась в накладе и Астана, которая требовала равного доступа к российскими транзитным газо – и нефтепроводам. Новый торговый режим вынудит Москву предоставлять Астане и Минску субсидии на 30 миллиардов долларов в год, что в пять раз выше той суммы, которая тратится на эти цели сегодня. Компенсировать расходы придется российской нефтегазовой отрасли.
Да, что там говорить о Белоруссии или Казахстане – основных участниках Союза, когда претендент на вступление — Киргизия и та на безболезненное вхождение в ЕАЭС получит от Москвы 1,2 миллиарда долларов. Из них 1 млрд. долл. будет направлен в Фонд развития республики, и еще 200 млн. долл. – на реализацию «дорожной карты» по вступлению республики в Таможенный союз. Соответствующие соглашения подписаны правительствами двух стран. Президент Киргизии Алмазбек Атамбаев, похоже, не ожидавший от Москвы такой щедрости заявил, что Киргизия 2015 года встретит в ЕАЭС. Чем, похоже, немало удивил Владимира Путина. Процесс вхождения Киргизии в Союз будет довольно длительным. Сначала Киргизия должна стать членом Таможенного союза и Единого экономического пространства, и только после этого войти ЕАЭС. Поэтому Путин, обращаясь к своему киргизскому коллеге, сказал: «Мне приятно отметить ваш внутренний настрой на организацию этой работы. Понимаем, что путь непростой, нужно будет поработать и экспертам Евразийской комиссии, и вашим специалистам. Но, во всяком случае, мы готовы помочь, подставить плечо, посмотреть, что мы можем сделать дополнительно, для того чтобы экономику Кыргызстана подготовить к совместной работе. На двустороннем треке, по-моему, у нас всё развивается так, как мы и планировали. Надеюсь, что все наши планы будут реализованы».
В новый союз готова войти Армения. Президент Серж Саргсян предложил подписать договор о присоединении Армении к Евразийскому экономическому союзу до 15 июня текущего года. Однако президент Назарбаев в ответ предложил рассмотреть этот вопрос до 1 июля, подчеркнув, что Армения должна выполнить все требования, предъявляемые к участникам союза, а именно, вступить в Союз в рамках границ, признанных ООН. «Так, как вы вступали в ВТО», – уточнил Назарбаев. (В 2003 году Армения вступила в ВТО в рамках своих международно-признанных границах, т.е. без Нагорного Карабаха и оккупированных 7 районах). Однако следует учитывать тот факт, что ЕАЭС – это экономическое интеграционное объединение. А проблема Нагорного Карабаха – вопрос политический и решается в рамках Минской группы ОБСЕ. «Верховным приоритетом для Армении остается военная и энергетическая безопасность, главным, а возможно, и единственным гарантом которой остается Россия. И вряд ли приходится сомневаться, что именно Москва определяет ту невиданную скорость интеграции, с которой Ереван стремится вступить сначала в Таможенный, а затем и в Евразийский союз. Говорят, что ЕАЭС – исключительно экономический по своему содержанию проект. Так, да не так. Для Казахстана – да. Для Армении и России, как мы видим, вовсе – нет», – считает эксперт-международник Аркадий Дубнов.
Договор о создании ЕАЭС планируется ратифицировать парламентами России, Белоруссии и Казахстана до конца года, и с 1 января 2015 года Евразийский союз начнет полноценно работать. Но уже сегодня эксперты говорят, что для стран союза плюсов значительно больше, нежели минусов. Не исключено, что на этих странах круг желающих присоединиться к союзу не закончится. Интерес к новому образованию, по словам Путина, проявляют «ключевые мировые экономические державы». «Не случайно к этому объединению уже проявляют интерес крупнейшие мировые экономические игроки. Самый прямой и непосредственный. Куда бы я ни приехал, с кем бы ни говорил, все ставят вопрос: как наладить отношения с будущим Евразийским союзом», – сказал российский лидер.
Есть и полярные мнения. Так некоторые западные политические элиты воспринимают ЕАЭС как враждебный проект, способный создать серьезную конкуренцию доминирующему влиянию Запада не только на постсоветском пространстве, но и в глобальном формате. Мы видели, как много было сделано для того, чтобы не допустить вступление Украины в евразийский проект. «Несмотря на ситуацию на Украине, факт создания ЕАЭС и укрепление сотрудничества России и Казахстана с Китаем больно бьют по амбициям Запада, претензиям на сохранение однополярного миропорядка. Поэтому в ближайшем будущем стоит ожидать попыток дестабилизации ситуации, прежде всего в Центрально-Азиатском регионе. Ситуация в Таджикистане, теракты в Урумчи – первые сигналы к реализации такого сценария. Что касается западного бизнеса, то он уже давно присматривается к евразийскому проекту и ищет новые форматы взаимодействия и бизнес-коммуникаций с евразийскими партнерами», – сказала автору исполнительный директор политологического центра «Север-Юг» Юлия Якушева.
Эксперт по Центральной Азии и Среднему Востоку Александр Князев также считает, что подписание договора о Евразийском экономическом союзе заставляет задуматься и о контрмерах евразийской интеграции, которые могут последовать в будущем. Об этом свидетельствуют целый ряд заявлений американских политиков и действия американской администрации. «Думаю, что Украина как инструмент противодействия интеграции – это лишь первый фронт. Список последующих достаточно велик, с учетом того, что в ряду неприятных для США событий, помимо сегодняшнего подписания договора в Астане, есть еще и резкое российско-китайское сближение. А также четко обозначенный руководством Казахстана евразийский геополитический выбор», – сказал автору Князев.
Виктория Панфилова, обозреватель «Независимой газеты», специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».