20-21 мая состоялся визит президента РФ В. Путина в КНР. По итогам визита было подписано более сорока контрактов и совместных заявлений, состоялись встречи с руководством Китая, а также встречи российского президента с генсеком ООН Пан Ги Муном, президентами Монголии Цахиагийном Элбэгдоржем, Афганистана — Хамидом Карзаем и Ирана — Хасаном Роухани.
Главной интригой визита, которая привлекла внимание СМИ и публики, стал контракт на поставки трубопроводного газа из РФ в КНР. Это внимание оказалось обусловлено в значительной степени событиями на Украине, санкциями США и ЕС. Публику очень заинтересовало, как поведет себя руководство РФ в данной ситуации.
В реальности, кроме интриг и скандалов, подогреваемых СМИ, события на Украине и газовый контракт между Россией и Китаем практически ничего не связывает. Украина как независимое государство существует уже 23 года, столько же существуют и проблемы с ней, в том числе и газовые: в частности, неплатежи, попытки шантажа, связанные с транзитом, и воровство газа. К сожалению, украинское государство за 23 года так толком и не сформировалось, а в 2014 году и вовсе развалилось. В Москве давно уже решено, что наилучшим выходом из неустойчивой ситуации, связанной с транзитом газа через Украину, является строительство обходного трубопровода «Южный поток», через Черное море и Болгарию.
В дело, как обычно, вмешались США, у которых интерес к Украине является преимущественно военно-стратегическим. Вашингтон желал бы втянуть эту страну в НАТО в качестве плацдарма для размещения своих военных баз и систем ПРО, а ее население использовать в качестве дешевого пушечного мяса. Понятно, что на строительство «Южного потока» в Белом доме смотрят резко отрицательно, тогда как ЕС, наоборот видит в нем залог устойчивого энергообеспечения.
Что касается трубопроводного газового контракта РФ-КНР, то работа над ним длится с 2004 года, т.е. практически 10 лет, и до этого она не вызывала особого внимания публики и СМИ. Само собой разумеется, как в любой торговле, Россия хотела бы продавать газ подороже, а Китай покупать его подешевле. Поскольку речь идет о весьма немалых в количественном отношении поставках, то обе стороны ведут себя очень осторожно, боясь ошибиться, тем более, что ни та, ни другая сторона не находятся в стесненных обстоятельствах. Европа, даже если она того захочет, не может отказаться от российского газа в короткие сроки, а газовые потребности КНР пока еще не достигли критического уровня.
По утверждению отдельных российских аналитиков, уже к 2020 году спрос на газ в Китае достигнет 300–350 млрд куб. м в год. Собственная добыча даст КНР около 115 млрд куб. м, еще около 80 млрд куб. м Китай сможет обеспечить за счет закупок сжиженного газа (СПГ). Поставки из стран АТР вряд ли превысят 40 млрд куб м. А к 2030 году, по прогнозам экспертов, потребление газа в Китае превысит европейское, которое сейчас составляет около 600 млрд куб. м. Россия планирует поставлять в Китай сначала 38 млрд кубометров газа и впоследствии вплоть до 60 по Восточному и Западному маршрутам.
У природного газа есть альтернативы, в первую очередь — это уголь и АЭС. Вопрос состоит в том, есть ли у какого-либо правительства, желающего развивать энергетику в последнем направлении, запасная страна? Уголь плох в экологическом плане, атомная энергетика может стать хорошим подспорьем для промышленности, но не для всех желающих ей воспользоваться. Опыт Японии наглядно это показал. Строительство АЭС непосредственно на побережье, в сейсмически активных зонах, по неудачным американским проектам завело эту страну в очень тяжелую ситуацию.
Следует признать, что в настоящий момент у природного газа очень мало реальных конкурентов среди энергоносителей. Цена на него будет расти, и пройти мимо России в этом вопросе будет не так уж и легко.
Выдержав театральную паузу, «Газпром» и CNPC подписали 21 мая 30-летний договор купли-продажи природного газа с поставкой 38 млрд кубометров в год по восточному маршруту. Алексей Миллер, глава «Газпрома», отказывается на данный момент сообщать цену за 1 тыс. кубометров, на которой сошлись российская и китайская стороны (впрочем уже известна общая цена контракта — $400 млрд). Нас ждет новая интрига. К примеру, «Forbs» и другие антироссийские пиарщики 21 мая заявили, что «Китай отказался от подписания газового контракта с Россией», однако буквально через несколько часов эта новость была опровергнута и, как следует понимать, впереди нас может ожидать еще пара сюрпризов.
Итак. Главное состоит в том, что Россия не желает потерять европейский рынок и попасть в зависимость от китайского, но и отказываться от последнего она тоже не желает. Кремлю необходим баланс в отношениях, Европе и КНР необходимы энергоносители, а Вашингтоном движет маниакальное желание господствовать над всем миром. Короче говоря, Белый дом создает проблемы для всех, и, похоже, что проблемы скоро начнутся у него самого.
Какие контракты, кроме вышеуказанного, были подписаны в Шанхае между Россией и Китаем?
Российская компания «НОВАТЭК» подписала контракт с китайской CNPC на поставку 3 млн тонн сжиженного природного газа (СПГ) в год. Контракт будет реализован в рамках проекта «Ямал СПГ», который предполагает освоение Южно-Тамбейского месторождения и строительство завода по сжижению природного газа мощностью 16.5 млн тонн СПГ и 1 млн тонн газоконденсата в год. Первая очередь проекта мощностью 5.5 млн т СПГ в год будет построена в 2017 году. Всего предусмотрено три очереди.
Крупнейший китайский производитель внедорожников Great Wall Motors объявил, что запустит завод в Тульской области в 2017 году. Инвестиции в проект составят от 12 до 18 млрд руб. Мощность предприятия составит до 150 тысяч автомобилей в год.
«Роснефть» и CNPC подписали документ о запуске нефтеперерабатывающего завода в Тяньцзине в конце 2019 года. Российская компания станет единственным поставщиком для этого НПЗ. Мощность завода составит 16 млн тонн в год. Инвестиции в строительство оцениваются примерно в $5 млрд. На втором этапе предполагается создание сети АЗС в Китае, которые будут работать под брендом «Роснефти» и CNPC.
РЖД и China Railway Corporation договорились о развитии инфраструктуры и ж/д перевозок. Компании планируют развивать железнодорожные погранпереходы и инфраструктуру на подходах к ним для увеличения пропускной способности железных дорог, а также для наращивания объема международных перевозок между странами и транзита по их территориям.
В области авиастроения Россия и Китай собираются создать совместный широкофюзеляжный самолет гражданской авиации. Контракт на его создание был подписан между ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) и китайской корпорацией COMAC. Создаваемый лайнер займет существенные доли рынков как в России и Китае, так и в других странах. Стороны приступят к реализации проекта в ближайшее время. Вторым проектом в области авиастроения является организация выпуска в Китае модернизированного транспортного вертолета МИ-26 грузоподъемностью 15 т.
И это лишь небольшая часть перечисления достигнутых двусторонних договоренностей и подписанных контрактов.
Что касается текущих политических отношений между Россией и Китаем, то их вполне можно назвать дружественными. Как утверждает китайская газета «Хуаньцю шибао» в редакционной статье под названием «Китайское общественное мнение должно быть на стороне России и Путина»: «В своей внешней политике по отношению к Москве Китай занял позицию «нейтралитета с легким креном в сторону России». Эта точка зрения не вызывает раздражения у большинства стран и дает Китаю возможность выступить в нужный момент в качестве посредника, чтобы помочь сторонам найти решение, которое устроит всех. Таким образом, мы не окажемся вовлечены в противостояние с западными странами и в то же время сможем помочь Москве. Однако китайскому общественному мнению сейчас можно быть максимально прямым и откровенным, нужно клеймить западные страны за их участие в незаконном перевороте на Украине. Следует раскрыть миру глаза на то, что в нравственном плане Россия вовсе не одинока».
Константин Пензев, писатель-историк, обозреватель Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».