EN|FR|RU
Социальные сети:

Пакистан: армия и гражданская администрация – вновь кризис? Часть 1

Наталья Замараева, 03 мая

2231«Пакистанская армия отстаивает неприкосновенность всех государственных институтов, сохраняя достоинство и институциональную гордость в то время, когда страна сталкивается с внутренними и внешними вызовами», — заявил начальник штаба сухопутных войск генерал Р.Шариф в «ответ на обеспокоенность военнослужащих о необоснованной критике в адрес армии в последние дни». Слова генерала 7 апреля 2014 г. в штаб-квартире Группы специального назначения на военной базе Гази в районе Тарбела провинции Хайбер-Пахтунхва вызвали неоднозначную реакцию в обществе.

Прецедентом стал сам факт послания высшего военного чина правящей администрации. Пакистанские СМИ открыто заговорили о новом кризисе в отношениях между гражданской властью и генералитетом, которые в последние несколько месяцев складывались непросто в силу ряда причин. Но поводом для открытого предупреждения федеральной администрации послужило решение Специального суда 31 марта 2014 г. по обвинению в государственной измене экс-президента страны, генерала в отставке П.Мушаррафа (бывшего спецназовца). Подобное обвинение подразумевает смертную казнь.

Генералитет намеревался потребовать объяснений. Несколькими днями ранее на 1 апреля 2014 г. была запланирована встреча премьер-министра, генерала Р.Шариф и руководителя Межвидовой разведки (ISI) генерала З.Ислама. Но глава кабинета министров отказал визитерам «ввиду крайней занятости».

Армия всегда была одним из центров влияния в политической системе Пакистана. На сегодняшний день таких центров три: федеральное правительство и Национальная ассамблея /НА (нижняя палата парламента), оппозиция (меньшинство в НА и большинство в Сенате (верхняя палата парламента) и генералитет.

Взаимоотношения генералитета и гражданских властей всегда были сложными в течение краткой истории Пакистана. Военные захватывали власть четыре раза. Последний — в 1999 г. Тогдашний начальник штаба сухопутных войск генерал П.Мушарраф сместил Наваз Шарифа с поста главы кабинета министров (февраль 1997 – октябрь 1999 гг.). Далее последовал судебный процесс над экс-премьером, официальное обвинение в государственной измене, политическое изгнание в 2001 г. и возвращение Наваз Шарифа на родину в конце 2007 г. В мае 2013 г. возглавляемая им Пакистанская мусульманская лига (Наваз) / ПМЛ Н в третий раз одержала победу на парламентских выборах, и Мухаммад Наваз Шариф, соответственно, занял пост премьер-министра. При формировании кабинета министров в мае – июне 2013 г. на ключевые позиции в государственном аппарате он в основном назначил членов своей партии. Портфель министра обороны был отдан гражданскому лицу, что нарушало армейские традиции. Но уже в августе 2013 г. новый министр финансов Исхак Дар поспешил заверить генералитет, что, несмотря на экономические трудности, «оборона страны останется приоритетом правительства».

Учитывая сложные в прошлом отношения с генералитетом Наваз Шариф не торопился с назначением нового начальника штаба сухопутных войск. Он дождался 28 ноября 2013 г., когда завершился срок полномочий начальника штаба сухопутных войск генерала А.Кияни, и 29 ноября 2013 г. назначил на вакансию генерала Р.Шарифа. Как и в случае с П.Мушаррафом в 1998 г., в 2013 г. Наваз Шариф следовал личным симпатиям, и, таким образом, нарушил установившийся армейский порядок продвижения генералов по карьерной лестнице. Это вызвало определенное недовольство среди военных. Но Наваз Шариф в первую очередь рассчитывал на поддержку однофамильца.

Приговор П.Мушаррафу вызвал в пакистанских СМИ всплеск негодования в его адрес. Дальше – больше. О незамедлительном исполнении решения суда заявили парламентарии, члены ПМЛ Н, в частности, министр обороны Пакистана Хавая Асиф; его критику подхватил федеральный министра железных дорог.

Армия выступила в поддержку бывшего главкомандующего. Можно только догадываться, какой смысл вкладывал генерал Р.Шариф в слова «необоснованная критика» — откровенная ли политизация судебного процесса над П.Мушаррафом, отсутствие надлежащей правовой процедуры в отношении П.Мушаррафа и т.д.

Видимых причин недовольства армии нынешней гражданской администрацией (помимо «дела П.Мушаррафа») несколько. Одна из основных — это процесс мирных переговоров правительства с запрещенной террористической организацией Движение Талибан Пакистана (ДТП). В декабре 2013 г., в первые дни инициации диалога, генерал Р.Шариф заявил о полной поддержке правительства и согласился на время отказаться от военных операций против боевиков в различных районах зоны пуштунских племен на границе с Афганистаном. Однако, подчеркнул, что не потерпит терактов, на которые будет реагировать эффективно.

Но в феврале 2014 г. в результате вооруженных столкновений с боевиками ДТП в агентстве Моманд погибли 23 военнослужащих федеральной армии. Правительство поспешило обвинить армию в применении силы первой в дни проведения переговоров. Генералитет выдвинул условие – режим прекращения огня с 1 апреля 2014 г. (неоднократно нарушался боевиками). Недовольство армии вызвало решение правительства освободить 16 арестованных боевиков ДТП. В дальнейшем вину за провал переговоров и нарушение режима прекращения огня правительство возложило на армию.

(продолжение следует)

Наталья Замараева, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник сектора Пакистана Института востоковедения РАН, специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».