Президенты России, Белоруссии и Казахстана Владимир Путин, Александр Лукашенко и Нурсултан Назарбаев планируют до конца мая с.г. подписать в Астане Договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАС). После ратификации национальными парламентами 1 января 2015 года договор вступит в силу. Не исключено, что к тройке лидеров присоединится Армения и чуть позднее Киргизия. Между тем, на днях в Алма-Ате состоялся антиевразийский форум, участники которого высказали мнение, что для России ЕАС не столько экономический, сколько геополитический проект, который должен закрепить за ней роль супердержавы. Именно поэтому Москва форсирует подписание договора.
Очевидно, что Россия, таким образом, реагирует на форсирование Евросоюзом подписания ассоциации с Украиной и Молдавией. Первоначально планировалось, что подписание договора о создании ЕАС состоится осенью текущего года, потом встречу перенесли на июнь, а теперь и вовсе речь идет о мае. Не последнюю роль сыграли события на Украине. «Россия стремится мобилизовать сторонников евразийской интеграции и использовать имеющиеся и предполагаемые преимущества в пропагандистских целях, в том числе и по отношению к государствам, находящимся западнее ее границ», – сказала в беседе с автором научный сотрудник МГУ им. Ломоносова Наталья Харитонова. Она напомнила, что официально заявленные цели ЕАС – экономическая интеграция. В этом смысле Союз – это следующая ступень интеграции после формата ЕврАзЭС и Таможенного союза. «Речь идет о формировании общего экономического пространства. С этим вроде как все понятно. Однако всем ясно, что экономический базис в виде единого экономического пространства даже в процессе его формирования потребует надстройки, которая определенно будет носить политический и идеолого-гуманитарный характер. Это неизбежно», — считает Харитонова.
И именно этот факт является основным аргументом противников евразийской интеграции, которые категорически не согласны с тем, чтобы государства-союзники делились суверенитетом, особенно в политической сфере. Любая интеграция предполагает создание наднациональных структур, в пользу которых государства-участники передают часть этого самого суверенитета. Именно это объясняет низкую эффективность созданных ранее интеграционных структур, начиная с СНГ. В частности, в Казахстане часть общества усматривает в интеграции с Россией угрозу утраты государственного суверенитета и превращение Казахстана в колонию неоимперии. Например, общественный деятель Казахстана Серикжан Мамбеталин отмечает, что интеграция в рамках Таможенного и Евразийского союза предполагает конец многовекторной политики Астаны и геополитический сдвиг в сторону Москвы: «Мы не можем интегрироваться с Россией настолько, чтобы завтра не иметь возможности развивать самостоятельно, без оглядки на Россию, отношения и с Китаем, и с Евросоюзом, и с США, и с другими региональными державами».
С такой позицией не согласна заместитель генерального директора Информационно-аналитического Центра изучения постсоветского пространства МГУ Юлия Якушева. Она в частности отметила, что «подобные опасения подогреваются необдуманными заявлениями некоторых российских политиков и экспертов, которые выступают за наполнение будущего союза и дополнительной политической составляющей». «В России эти заявления почти не замечают, а в Казахстане их воспринимают крайне болезненно. В целом, антиевразийские настроения в Казахстане носят во многом субъективный и эмоциональный характер. С этой точки зрения результаты антиевразийского форума в Алма-Ате весьма показательны: движение против участия Казахстана в ЕАС немногочисленно, стихийно и неконсолидировано», – сказала Якушева.
По мнению эксперта, первое, что бросается в глаза – отсутствие четкой аргументации. На Таможенный Союз (ТС) и Единое экономическое пространство (ЕЭП) списываются буквально все проблемы экономики страны. Отчасти эти тенденции объясняются нерешенной проблемой грамотного информационного сопровождения интеграционного проекта, ведения широкой разъяснительной работы среди разных общественных групп, бизнес и политических кругов евразийских стран. Хотя при этом последние замеры общественного мнения в Казахстане показывают, что порядка 85 процентов казахстанцев все же поддерживают участие Казахстана в ЕАС. «Думаю, эти данные отражают высокий уровень доверия к курсу руководства Казахстана, а также уверенность в эффективности российско-казахстанского сотрудничества. В этих условиях Россия сделала принципиальный выбор – отказ от привнесения политической составляющей в проект», – сказала в беседе с автором Якушева. По ее словам, мировой опыт демонстрирует множество примеров, когда размывание целей организации, серьезно тормозит ее рост и развитие. «На данном этапе нет смысла форсировать создание политических надстроек в рамках Союза. Для начала нужно выстроить эффективно действующую экономическую организацию. Заметьте, сам союз имеет в названии слово «экономический». Кроме того, в ЕАС все стороны будут иметь равную представленность и право голоса, что исключает какое-либо доминирование Москвы над остальными членами объединения», – отметила Якушева.
С таким мнение вряд ли согласятся в Ереване. Армения – потенциальный член ЕАС. Однако в мае Армения вряд ли сможет присоединиться к подписанию Договора о создании ЕАС. Поскольку сроки вступления Армении в ТС были перенесены с 5 марта 2014 года, на более позднее время. «Армении отказали и сделали это не только потому, что Армения не выполнила все мероприятия, предусмотренные «дорожной картой», но и потому, что Россия не предоставила гарантии безопасности за ущерб, который может быть нанесен экономике Армении вследствие повышения процентов таможенных пошлин. Из-за этого 5 марта заявили, мол, ничего страшного, сейчас вы не становитесь членом ТС, а потом мы обсудим возможность вступления в Евразийский союз», – сказал журналистам Степан Сафарян.
Хотя заместитель министра иностранных дел России Василий Небензи в интервью Интерфаксу отметил, что «для Армении подготовлена дорожная карта по вступлению в Таможенный союз и Единое экономическое пространство, которую она чрезвычайно успешно выполняет». «Завершение выполнения дорожной карты послужит основанием для разработки договора о вступлении Армении в Таможенный союз и ЕЭП и присоединении после этого к Евразийскому экономическому союзу. Дорожная карта для Киргизии сейчас разрабатывается, и я не исключаю того, что она будет принята 29 апреля на заседании Высшего евразийского экономического совета», — сказал он.
Научный сотрудник Института Экономики Александр Караваев в беседе с автором высказал сомнения в том, что каждый участник зоны свободной торговли или Таможенного союза сможет вступить в ЕАС. «Все будет зависеть и оттого, о какой конкретно стране речь. Возможно, такая задача и не ставится Кремлем, пока мы не получили определенную длительность существования ЕАС. Но в плане развития ТС появлению новых членов не стоит удивляться. Армения уже вступает в ТС. О зоне свободной торговли с ТС ведут переговоры на разных стадиях и уровнях: Киргизия, Вьетнам, Египет, Израиль. Швейцария и Новая Зеландия приостановили переговоры после вступления в силу антикрымских санкций. Ведутся переговоры о создании рабочей группы между ТС и Индией. Ряд рабочих контактов, которые могут перерасти в переговоры, ЕЭК развивает в Южной Америке», – сказал Караваев.
Виктория Панфилова, обозреватель «Независимой газеты», специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».