EN|FR|RU
Социальные сети:

Раскол в рядах Движения Талибан Пакистана

Наталья Замараева, 28 апреля

2-6-2014_28400_l_TНа фоне неоднозначных переговоров федерального правительства с Движением Талибан Пакистана (ДТП) об установлении мира и временного прекращения огня, в рядах самих боевиков вспыхнула междоусобная вражда. Результатом ее в последние дни стали вооруженные столкновения двух группировок Хана Саед Саджна Mасуда и Шехрияра Масуда в агентстве Южный Вазиристан (ЮВ) Территории племен федерального управления (ТПФУ) FATA, расположенного на границе с Афганистаном.

Вражда между группировками началась давно, но в настоящее время она приобрела особую остроту. В последние недели воюющие стороны уничтожили десятки боевиков, а также их инфраструктуру – несколько тренировочных лагерей и места укрытий. Среди возможных причин этого: личная неприязнь, борьба за власть, не исключая и недавние расхождения по вопросу мирных переговоров с центральным правительством.

Имена лидеров обеих группировок подтверждают, что они принадлежат к одному крупному пуштунскому племени масудов, постоянно проживающему в Южном Вазиристане. В конце 2001 г. именно среди масудов формировались первые отряды молодых воинов, выступивших в поддержку афганских боевиков, сражавшихся против американского и британского спецназа в рамках антитеррористической кампании в Афганистане. Первые боевые группировки будущего Движения Талибан Пакистана формировались в ЮВ, и первые его три лидера также были из масудов. Первым командиром отряда боевиков был Нек Мухаммад, который погиб в 2004 г. Его сменил соплеменник Бейтулла Масуд, который был убит в августе 2009 г. в Южном Вазиристане. На его место встал Хакимулла Масуд, который также как и его предшественники погиб (1 ноября 2013 г.) в результате авиаударов американских беспилотных аппаратов. Позднее Шура ДТП рассматривала три кандидатуры на руководящую позицию: мауланы Фазлуллы, Хафиза Саид Хана и мауланы Гул Замана. Шура ДТП 7 ноября 2013 г. выбрала руководителем маулану Фазлуллу, лидера ДТП отделения Сват. Он — этнический пуштун, но не из племени масудов ЮВ. Таким образом, впервые была нарушена родоплеменная структура управления ДТП.

Разные пакистанские источники публикуют противоречивые сведения о численном составе ДТП. Ориентировочно в ее состав входят порядка 100 группировок боевиков. Руководящим органом является Шура (совет) ДТП. На протяжении всех лет существования ДТП племя масудов является одним из основных финансовых доноров и поставщиком новых рекрутов в ряды Движения, что, по их мнению, оправдывало его лидирующие позиции среди других племен ЮВ.

Гибель полевых командиров ДТП повлекла за собой борьбу за власть уже внутри малых группировок боевиков. Саджна Масуд стремился руководить ДТП после гибели Х.Масуда. Он долго не признавал Маулви Фазлуллу эмиром Движения. В свои тридцать с лишним лет он имеет огромное влияние среди боевиков, например, контролирует талибов в крупнейшем мегаполисе страны Карачи. Согласно материалам пакистанской прессы занимается в основном вымогательством. Поддерживает процесс мирного урегулирования, и, соответственно, переговоры с центральным правительством.

Его оппонент, Шехрияд Масуд, как и бывший лидер ДТП Хакимулла Масуд, напротив, является противником переговоров с гражданской администрацией. Выступает за продолжение вооруженной борьбы с правительственными войсками и заявил, что «продолжит атаки даже в случае подписания мирного соглашения». Он недавно вернулся из Афганистана, где много лет вместе с афганскими боевиками сражался против Международных сил содействия безопасности. Одновременно с ним в Южный Вазиристан вернулся отряд боевиков; вместе они образуют так называемую группировку Шехрияр. Ш.Масуд неоднократно заявлял, что имеет право на лидерство в ДТП, так как родом из известного племени.

Члены Шуры ДТП в Южном Вазиристане предпринимают попытки примирить стороны конфликта, но их усилия остаются тщетными. Перестрелка на время прекращается, но вскоре вновь возобновляется. Аналитики полагают, что междоусобная вражда среди пакистанских группировок боевиков будет усиливаться по ряду объективных причин. Одна из них заключается в том, что по мере возвращения группировок из Афганистана они будут с оружием в руках отвоевывать себе «свои» территории в Пакистане.

Раскол в рядах ДТП влечет за собой снижение угрозы в адрес правительства или армии. И как результат — в последнее время заметно снизилось число терактов в стране. Правило «разделяй и властвуй» применял генерал П.Мушарраф, когда в 2001 – 2002 гг. сумел достичь договоренности с отдельными отрядами пакистанских повстанцев, воевавших против федеральной армии. Подобную тактику армия частично применила весной 2009 г., что также способствовало процессу дезинтеграции террористов.

В настоящее время гражданская администрация стремится создать условия, не оставляющие для ДТП другого выхода кроме поэтапного процесса мирных переговоров. Власти, в первую очередь армия, используют междоусобное кровопролитие боевиков в своих интересах. Генералитет мобилизует силы уже не против сплоченных рядов ДТП, а отдельных группировок, разбросанных в разных районах.

Федеральное правительство в вопросе переговоров с талибами частично пошло на уступки Шуре. 1 апреля 2014 г. принято решение освободить 16 повстанцев. Все освобожденные заключенные принадлежат к племени масудов.

Междоусобная борьба тем временем постепенно охватывает новые районы агентства Южный Вазирристан.

Наталья Замараева, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник сектора Пакистана Института востоковедения РАН, специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».