Проблема зеленого развития продолжает вызывать много споров. Это наглядно проявилось в ходе развернувшихся дебатов по концепции зеленой экономики, которая была включена в повестку дня конференции Рио+20, состоявшейся в 2012 г. в Рио-де-Жанейро. И по прошествии почти двух лет после ее проведения, возможность перехода к зеленому развитию для многих стран Востока остается задачей чрезвычайно сложной в своей практической реализации. Создание мировой зеленой экономики рассматривается как средство обеспечения устойчивого развития и решения проблемы климатических изменений.
Страны Востока, поддерживающие в целом выдвинутую развитыми странами идею зеленого развития, тем не менее не скрывают своей озабоченности по поводу ее конкретной реализации, рассматривая ее через призму своих экономических интересов. Они опасаются того, что концепция зеленой экономики заменяет концепцию устойчивого развития, а поэтому остаются вопросы относительно решения их социальных задач, как например, проблемы бедности и занятости.
Оценивая позитивные аспекты развития зеленой экономики, страны Востока в то же время обращают внимание на существующие для них риски. Во-первых, концепция «зеленого развития» трактуется преимущественно в экологическом плане. Страны Востока опасаются того, что забота развитых стран об охране окружающей среды (изменение климата, потеря биоразнообразия, обезлесение и т.п.) отодвинет на второй план их интересы развития (либерализация, проблемы внешней задолженности, бедности и увеличение международной помощи).
Во-вторых, наметившийся подход к реализации этой концепции игнорирует особенности развития стран мира, закрепленные в положении Конференции по проблемам развития и окружающей среды в Рио-де-Жанейро в 1992 г. о принципах общей, но дифференцированной ответственности. По мнению представителей ассоциации научных работников Азии, в отличие от развитых стран, развивающиеся страны по-прежнему находятся на материально-ресурсоемкой стадии своего индустриального развития, которую невозможно перескочить в короткое время. Таким образом, они вынуждены будут столкнуться с большими проблемами в переходе к экологически ориентированной модели развития.
В-третьих, страны Востока проявляют обеспокоенность по поводу того, что создание зеленой экономики может быть использовано развитыми странами для оправдания торгового протекционизма, закрепления неравенства между богатыми и бедными странами, торможения развития последних.
В-четвертых, предоставление развивающимся странам помощи, облегчение их долговой задолженности может быть обусловлено осуществлением программ зеленого развития.
Способны ли страны Востока самостоятельно перейти на новый уровень своего экономического развития, требующий более совершенной технологической базы и немалых финансовых влияний в экономику без помощи развитых стран? По оценкам ЮНЕП, создание «зеленой экономики» потребует инвестиций (государственных и частных) в размере 1.05 –2.59 трлн. долл. в год, что соответствует примерно от 1.6% до 4% мирового ВНП на 2011 г.
Именно поэтому неоспоримым выглядит требование стран Востока об оказании им международной помощи, что, однако, должно сочетаться и поддерживаться проводимой ими на национальном уровне политикой по интеграции экологических соображений в стратегию и тактику экономического развития.
Переход к зеленому развитию связан с выгодами для одних, и потерями для других. Переориентация экономики на зеленый рост на начальном этапе способна осложнить проблему занятости, снизить конкурентные преимущества грязных производств, а в глобальном масштабе углубить дифференциацию развивающихся стран.
И если динамично развивающиеся страны АТР обладают достаточными технологическими и финансовыми ресурсами, а главное политической волей для вхождения в «зеленый мир», то, вряд ли, стоит ожидать от наименее развитых стран Африки или Южной Азии столь же высокой заинтересованности в экологически безопасном развитии, свойственной НИС, Китаю или Индии. Причина — не только в стартовых экономических возможностях каждой страны. Готовность государств развивающегося мира следовать экологическим требованиям зависит в немалой мере и от видения ими своего места в глобальном мире, вхождение в которой облегчается в рамках устойчивого зеленого развития.
И если для наименее развитых стран устойчивое зеленое развитие — возможность ускорения их экономического развития, то для средне развитых стран — перспектива перехода на качественно иную ступень развития, приближающую их к уровню развитых стран. Осознание ими преимуществ устойчивого развития, оформленного в настоящее время в стратегию зеленого развития, по сравнению с традиционной моделью экстенсивного экономического роста, ускоряет технологическую модернизацию и облегчает адаптацию страны к интегрирующемуся миру. И сегодня это наглядно демонстрируют страны Востока с высокими темпами экономического роста, такие как Китай и Индия.
Наталья Рогожина, доктор политических наук, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН, специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».