В мире рыболовством занимаются 45 млн человек, с учетом же занятых на предприятиях в профильных секторах, таких как рыбоперерабатывающий, численность работников в отрасли достигает 180 млн человек. Мировая рыбопромысловая флотилия насчитывает более 4 млн судов, из них 23 тыс. зарегистрированы как имеющие силовые установки и 740 единиц используются для транспортировки рыбы.
Как считает Управление ООН по наркотикам и преступности (United Nations Office on Drugs and Crime (UNODC), недостаточность нормативного обеспечения деятельности рыболовного хозяйства и слабое руководство им создают условия для его использования в преступных целях.
По оценкам экспертов Раджаратманской школы международных исследований (RSIS), отчетливо прослеживаются 3 основных направления использования данной отрасли в противоправных целях: похищение людей для принудительного труда на рыболовных судах и рыбоперерабатывающих предприятиях; перевозка нелегальных мигрантов; контрабанда наркотиков и психотропных препаратов.
Причинами, обусловливающими выбор преступными группировками именно рыболовных судов для своих целей, являются укомплектованность экипажей грамотными и опытными моряками, способными привести корабль в любую точку, отсутствие требований для такой категории плавсредств иметь на борту спутниковое или иное оборудование, позволяющее отслеживать их передвижение и определять местонахождение, трудности в выявлении реальных владельцев судов, наличие естественных причин для выходов в море в любое время и на продолжительный период под предлогом ведения рыболовного промысла.
Похищение людей для принудительного труда
Похищения людей для принудительного труда происходят в большинстве регионов мира и характеризуются жестокостью применяемых при этом методов и бесчеловечностью последующего обращения с жертвами, особенно если человек узнает о своем похищении, уже находясь на судне далеко в море. Известны случаи, когда непокорных убивали, а их тела выбрасывали за борт. Основные участники преступной деятельности — посредники, агентства по набору рабочей силы, старшее звено судовых экипажей, рыбопромысловые компании. Молодых мужчин похищают для работы в море, женщин и мужчин постарше — для принудительного труда на рыбоперерабатывающих предприятиях, молодых женщин и подростков — для сексуальной эксплуатации экипажами.
В каждом регионе существует своя специфика. В Западной Африке похищают тысячи детей из местных общин для работы в большинстве случаев в местном рыболовстве на внутренних водоемах (водохранилище Вольта в Гане) и в море (Сьерра-Леоне, Сенегал). Они работают днем и ночью, недоедают, являются объектами насилия. Дети участвуют в ловле рыбы, чинят сети, вычерпывают воду из лодок во время плавания. Особенно тяжел их труд при использовании кошелькового невода, когда детей заставляют исполнять роль ныряльщиков и загонять рыбу в сеть. По поступающим в последнее время сведениям, принудительный детский труд стал применяться и в Уганде. Известны случаи похищения и взрослых людей, выходцев из Африки и стран Юго-Восточной и Восточной Азии, для работы на судах в прибрежной акватории.
Большинство похищений людей для принудительного труда в рыболовстве происходит в Юго-Восточной Азии, особенно в бассейне Большого Меконга. Из Мьянмы, Камбоджи и Лаоса несчастных доставляют в Таиланд, откуда многих из них, в том числе и похищенных на месте тайцев, нелегально перебрасывают в Малайзию и Индонезию. Вербовщики рабочей силы также активны на Филиппинах — главном поставщике моряков. Похищенные, не имея возможности убежать и являясь де-факто пленниками, могут подолгу работать в море, затем их перепродают на другие суда.
В рыбопромысловой отрасли в Океании людей похищают в основном для сексуальной эксплуатации. Через эту акваторию проходят также пути следования судов, главным образом из Восточной Азии, в состав экипажей которых входят лица, предназначенные в последующем для принудительного труда в море или на предприятиях рыбопереработки в других азиатских странах. Хотя по проблеме похищения людей для нужд рыболовства в Азии имеется достаточно информации, местные неправительственные организации считают, что она дает представление лишь о верхушке айсберга.
Перевозка нелегальных мигрантов
Изучение шести направлений, по которым осуществляется перевозка нелегальных мигрантов морем (через Средиземноморье и Атлантику в Европу, через Красное море и Аденский залив в Йемен, через Карибское море на Американский континент, из Китая в США, из Азии в Австралию, с Коморских островов на остров Майотта) показывает, что в целом рыболовные суда не входят в состав ОПГ, занимающихся этой незаконной деятельностью, и оснований для вывода о том, что она организуется рыбаками, нет. Представляется, что данный преступный бизнес налажен разветвленной сетью контрабандистов, использующей в своих целях в качестве перевозчиков различные, в особенности рыболовные суда.
По имеющейся информации, механизм контрабандной морской перевозки мигрантов наиболее четко отработан в Азии и в определенной степени на о. Майотта. Китайские ОПГ переправляют мигрантов из Китая в США через американские островные территории в Тихом океане и Мексику, а также в Австралию. В целом считается, что участие рыбаков в деятельности этих ОПГ имеет характер ad hoc, сводится к роли перевозчиков, поддерживающих контакт с ОПГ через посредников и, таким образом, не являющихся их составными частями.
Контрабандная перевозка наркотиков и психотропных препаратов.
Причастность рыболовных судов, рыбаков и операторов к этой незаконной деятельности чаще всего прослеживается в случаях, связанных с контрабандой кокаина и ATS, и является, по сути, обязательным элементом операций по их доставке в Северную Америку и через Западную Африку в Европу. В меньшей степени рыбаки привлекаются к перевозке конопли и героина.
Проведенные рядом иностранных экспертов исследования показал, что участвующие в указанной незаконной деятельности рыболовные суда могут решать следующие задачи:
– переброска наркотиков, получаемых с находящихся в море крупных судов-баз, небольшими суденышками по разным направлениям;
– материально-техническое снабжение (обеспечение горючим, продовольствием, другими припасами) быстроходных катеров, перевозящих наркотики;
– доставка маломерными судами небольших партий наркотиков на берег и с берега, перегрузка контрабанды на борт базовых судов в акватории, находящейся вне территориальных вод прибрежного государства.
Использование рыболовных судов контрабандистами объясняется целым рядом причин. По размеру и конструктивно они весьма «экономичны», так как их легко переоборудовать для перевозки больших партий наркотиков. Рыбаки не вызывают подозрений, поскольку их суда являются неотъемлемым и привычным элементом любой гавани, а преступники, прибегая к услугам коррумпированных чиновников портовой администрации, планируют проведение своих операций в гаванях в безопасные рабочие смены. Кроме того, рыболовное судно может легко сменить название, перейти к другому собственнику. Сотрудничество же между правоохранительными органами различного профиля (полиция, береговая охрана, службы безопасности рыбной отрасли) зачастую отсутствует или затруднено «по соображениям безопасности».
Как и в случае с перевозкой нелегальных мигрантов, рыбаков лишь привлекают к операциям по контрабанде наркотиков, и они не являются составной частью ОПГ. В ходе исследования ситуации в Западной и Южной Африке и Европе поступали данные о том, что рыбаки и жители прибрежных территорий начинали заниматься контрабандой наркотиков с тем, чтобы заработать на жизнь, когда в связи с истощением морских ресурсов они утрачивали возможность заниматься рыболовством.
Правоохранительными органами стран, активно занимающимися проблемами транснациональной организованной преступности в сфере рыболовного промысла, получены доказательства использования складских помещений рыболовных компаний, рыбоперерабатывающих предприятий, экспедиторских организаций для хранения наркотиков и в качестве прикрытия для их доставки. К примеру, считается, что транспортировка мороженой рыбы идеально прикрывает операцию по перевозке наркотиков, так как служебные собаки с трудом обнаруживают их присутствие в рыбе, которую, кроме того, зачастую следует предварительно разморозить (после чего она непригодна в пищу). Альтернативный способ — применить для проверки рентгеновскую аппаратуру, что чаще всего затруднительно, когда товар находится на борту судна в трюмах-холодильниках. Рыба является дорогостоящим продуктом, и если вследствие процедуры контроля вся она придет в негодность, а подозрения в контрабанде не подтвердятся, предъявленный властям иск о возмещении ущерба может быть на очень крупную сумму.
Некоторые операторы в Марокко «отмывали» доходы, полученные от контрабандной перевозки наркотиков, инвестируя их в рыбопромышленную инфраструктуру.
Для снижения криминогенности в рыболовстве, как представляется, значительное содействие могут оказать следующие мероприятия:
— осуществлять тщательный мониторинг сделок по продаже судов, зарегистрированных под «удобными» флагами, компаниям, владельцы которых неизвестны;
— добиваться от государств признания их национальными законодательствами таких противоправных действий, как похищение людей, контрабандная перевозка нелегальных мигрантов, «отмывание» денег. Такой же правовой оценки заслуживает и преступная деятельность транснациональных ОПГ в отношении морских ресурсов;
– усиление контроля и прозрачности деятельности в рыболовной отрасли, налаживание документированного учета улова рыбы, укрепления сотрудничества с законопослушными участниками рынка;
– отказ в выдаче лицензий операторам, причастным к похищениям людей для принудительного труда;
– оказание содействия правоохранительным и следственным органам государств, предоставляющих рыболовным судам свой флаг;
— улучшить работу по сбору сведений о передвижении судов, их истории и владельцах. Совершенствовать в этих целях международное сотрудничество в правоохранительной области.
— создавать в обществе атмосферу неприемлемости и нетерпимости в первую очередь в отношении таких противоправных действий, как похищение детей для принудительного труда и истребление морских ресурсов.
Платов Владимир, эксперт по Ближнему Востоку, специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».