Многие американские политики в своей внешнеполитической деятельности сталкивались с необходимостью разрешить почти уже вековую проблему ближневосточного урегулирования. Иногда казалось, что их усилия могут принести долгожданный результат, но перспектива мира на Ближнем Востоке внезапно исчезала, уступив место очередному витку насилия и эскалации напряженности.
Согласно прогнозам некоторых аналитиков, 2014 г. может стать для Ближнего Востока годом кардинальных перемен и грандиозных преобразований. Стоит отметить, что сценарии развития событий среди экспертов — полярны, мнения — противоречивы, поэтому можно ожидать любого развития событий. Задача аналитиков-ближневосточников на сегодняшний день осложняется еще и рядом новых факторов, которые необходимо учитывать, что делает проблематику ближневосточного конфликта разноуровневой и комплексной.
Поскольку это понимают и отмечают многие, о Ближнем Востоке часто эксперты рассуждают метафорически. Госсекретарь США Дж. Керри, говоря о ближневосточном урегулировании, сравнивает его с «головоломкой, где важно собрать все части в единое целое». Задача, стоящая сегодня перед главой американского госдепартамента трудна и неоднозначна; к старым, «классическим» проблемам ближневосточного урегулирования добавляются новые, не менее сложные вызовы.
Происходящее на Ближнем Востоке сегодня, начиная с «перезагрузки» американо-иранских отношений, компромиссов по сирийской проблеме в рамках мирной конференции «Женева-II» и, заканчивая, планом мирного урегулирования, предложенным Дж. Керри, — события новые и незаурядные. Мир на Ближнем Востоке вновь становится первостепенной задачей американской администрации.
Стоит отметить, что основные постулаты ближневосточной политики новой администрации Б. Обама озвучил еще в июне 2009 г., выступая в Каирском университете. Его официальная речь стала призывом к сотрудничеству и межрелигиозному «альянсу» с мусульманами всего мира. Американский президент также озвучил свое видение арабо-израильского конфликта. «Единственное возможное решение — это стремление двух государств жить в мире и безопасных границах. Это отражает интересы Израиля, палестинцев, Америки и всего мира. Поэтому я лично намерен терпеливо преследовать эту цель и добиться ее. В рамках «дорожной карты» у сторон имеется ряд обязательств, которые они должны выполнить. Пришло время для них и для нас нести ответственность, возложенную этим документом, ради достижения мира».
По-настоящему процесс ближневосточного урегулирования был разморожен лишь в июле 2013 г. после долгого трехлетнего перерыва. В сентябре 2013 г. на заседании Генеральной Ассамблеи ООН состоялась встреча Б.Обамы с главой Палестинской автономии М.Аббасом, что стало еще одним знаковым событием в рамках мирного процесса. Инициализация комплексного подхода к решению ближневосточных проблем, характеризующая второй срок Б.Обамы, говорит не только о том, что американский президент вспомнил о своих «каирских обещаниях», но и позволяет предположить, что США вступают в «большую» ближневосточную игру. Если до июня 2013 г. ничто в действиях Б.Обамы не говорило о том, что он — стратег и сильный внешнеполитический игрок (действия американского президента больше походили на попытку избавиться от тяжелого бремени наследия Дж.Буша-мл. в Ираке и Афганистане), то сейчас наличие серьезных индикаторов, таких как российско-американское соглашение о ликвидации химического оружия в Сирии; сближение США с Ираном, подготовка переговорной базы для решения палестино-израильского конфликта, — свидетельствует о том, что, возможно, американская администрация апробирует новый, большой ближневосточный курс. Вероятно, решение всего комплекса задач на Ближнем Востоке даст американской администрации возможность сосредоточить внимание на тихоокеанском пространстве, которое было объявлено в 2011 г. зоной стратегической переориентации.
Безусловно, степень скептицизма среди специалистов относительно успешности такой «стратегической задумки» крайне велика. Тому причиной — целый ряд факторов и составляющих этого процесса. С одной стороны, очевиден высокий уровень российско-американского сотрудничества по ключевым для Ближнего Востока вопросам. Тем не менее, это сотрудничество проходит в непростых условиях российско-американских двусторонних отношений, на него оказывает прямое негативное влияние общий фон ухудшения и напряженности в отношениях с западными странами в связи с кризисной ситуацией на Украине. С другой стороны, проблемы Сирии, Ирана, палестино-израильского конфликта — далеко не единственные в «цепочке» ближневосточного узла. Регион все еще не стабилен из-за событий «арабской весны». «Американская перезагрузка» трансформаций на Ближнем Востоке отнюдь не означает, что процессы, размороженные в конце 2010 г. «арабской весной», не будут напрямую влиять на успех американской политики. Наконец, есть еще целый ряд «скрытых», потенциально опасных проблем и противоречий, которые могут в любой момент напомнить о своем существовании и внести коррективы в американские планы. Среди них: сложные историко-религиозные противоречия между суннитами и шиитами; региональное соперничество держав как часть исторического, имперского наследия; эволюция важнейшей экономической составляющей Ближнего Востока — углеводородного фактора и др. Здесь сложность состоит в том, что политикам в одиночку не под силу разобраться с этими вопросами: каждая проблема требует взвешенного, многолетнего, экспертного изучения и осторожного решения.
Парадокс сегодняшней ситуации заключается в том, что весь комплекс существующих проблем одними специалистами рассматривается, как непреодолимое препятствие на пути к конструктивному решению поставленных задач, а другими — наоборот, как некий момент истины, когда вторичное уходит на второй план, открывается «второе дыхание», дающее мощнейший импульс быстрому выходу из кризисных ситуаций. По всей видимости, администрация Б.Обамы и его ближневосточная команда второго срока во главе с госсекретарем Дж.Керри относится к числу оптимистично настроенной части специалистов.
Назначение Дж.Керри на должность госсекретаря в феврале 2013 г. и его проактивная позиция по ближневосточной проблематике, которая в полной мере проявляется сейчас, дает основания проводить аналогии с действиями предшествующих администраций, в том числе, с политикой внешнеполитического тандема Буш-ст. — Бейкер, с «челночной дипломатией» Г.Киссинджера, инициативами времен Дж.Картера. Безусловно, «форма» подачи с американской стороны мало изменилась, наверное, она и не должна меняться, поскольку не один раз проходила испытание временем и обстоятельствами. Вероятно, «новая челночная дипломатия» Дж.Керри (с июля 2013г. по январь 2014г. госсекретарь США совершил около 10 поездок на Ближний Восток, пытаясь добиться прогресса между Израилем и палестинской стороной) — это единственный верный способ усадить стороны за стол переговоров, и, судя по комментариям в СМИ, этот метод результативен. «Похоже, что есть надежда на проведение мирных переговоров между Израилем и палестинцами. В результате пятимесячных дипломатических усилий госсекретаря Дж.Керри атмосфера скептицизма и недоверия уступила место серьезному, конструктивному настрою, как минимум со стороны Израиля».
Стоит отметить, что изначально американский госсекретарь ставил перед собой и своей командой цель добиться подписания соглашения об окончательном статусе между Израилем и палестинцами уже к апрелю 2014 г., когда истекает девятимесячный срок, отведенный сторонам на переговоры в июле 2013 г. Это нереалистичное предложение Дж. Керри, однако, вскоре сменилось более трезвым намерением: подписать рамочное соглашение между сторонами, которое в будущем станет основой для заключения окончательного документа. В отсутствие прогресса между представителями Израиля и палестинцами американская сторона разработала свой проект рамочного документа, в котором осветила главные вопросы мирного урегулирования. Подобное решение было принято для того, чтобы заставить стороны начать конструктивный диалог, приступить к выработке непростых решений». «На протяжении последних нескольких недель стороны вели переговоры, но это был не настоящий переговорный процесс, где ищут компромиссные решения и идут на взаимные уступки. Скорее, это напоминало обмен мнениями по существующим вопросам. Американцы поняли, что, если продолжат вести переговоры в таком формате, то результата не будет. Но никто не желает заканчивать обсуждение ничем. Рамочное соглашение открывает возможность проведения двусторонних переговоров об окончательном статусе», — комментирует ситуацию один из участников израильской делегации на переговорах М. Херцог. По словам самого Дж. Керри, «рамочное соглашение подведет стороны к ситуации, когда выбор позиций заведомо узок, и решения, что вполне понятно, хоть и трудны, но очевидны». Палестинская сторона более сдержана в своих комментариях и увязывает начало переговоров с выполнением палестинских требований. Глава палестинской переговорной команды С. Эрекат считает, что «необходимо придерживаться основных принципов мирного процесса, таких, как создание двух государств на основе границ 1967 г.; полный уход Израиля с захваченных территорий, признание Иерусалима столицей палестинского государства и освобождение всех палестинских заключенных».
Что касается содержательной части американской мирной инициативы, предложенной Дж. Керри, то здесь, безусловно, присутствуют новые элементы и факторы, появившиеся в результате событийной трансформации палестино-израильского конфликта. Среди них нужно выделить особо острые противоречия по проблеме израильских поселений; предоставление гарантий безопасности границ Израиля. Палестинцы, как уже упоминалось ранее, требуют от Израиля придерживаться основополагающих резолюций СБ ООН и настаивают на возвращении к границам до 1967 г. Госсекретарь Дж. Керри заверяет палестинцев в том, что США придерживаются схожей позиции, а также предлагает взаимно согласованные обмены территориями в спорных случаях, что позволит большинству поселенцев на Западном берегу остаться в границах Израиля. При этом Дж. Керри прекрасно понимает, насколько «проблемным» является вопрос израильских поселений, поэтому пока предпочитает не акцентировать на нем слишком много внимания. Согласно идее Дж. Керри, обеспечение безопасности границ Израиля, в том числе, и за счет временного присутствия иностранного контингента на палестинских территориях, (фигурирует срок до 10 лет; рассматривается возможность нахождения израильских или американских военных) и взаимный обмен территориями, способный частично решить проблему израильских поселений, является той уступкой, на которые могут пойти палестинцы в обмен на то, что Б. Нетаньяху согласится придерживаться формулы возвращения к границам до 1967 г. и «отдаст» Иерусалим палестинцам.
Внутрипалестинский фактор организации «Хамас» также усложняет ведение переговоров, поскольку переговорный процесс предполагает принятие решений, приемлемых для всех палестинцев, а наличие неподконтрольного центральным палестинским властям Сектора Газа, управляемого «Хамас», и, не рассматривающего возможность ведения переговоров с Израилем, сводит к минимуму «удельный вес» решений, достигнутых переговорным путем по крайней мере в Секторе Газа.
На переговорах может появиться и совсем новое требование израильской стороны к палестинцам: официально признать Израиль еврейским государством (впервые оно было озвучено премьер-министром Э. Ольмертом в 2007 г.). Примечательно, что в 2009 г. президент Б.Обама повторил его в Каире, когда заявлял об американском видении мира на Ближнем Востоке. Учитывая, что в 1993 г. в рамках соглашений «Осло-I», палестинцы уже официально признали существование государства Израиль, требование признать Израиль в качестве еврейского государства — шаг рискованный даже при наличии поддержки со стороны США. Помимо традиционной проблемы палестинских беженцев, подобное требование ставит на повестку дня вопрос о судьбе 1,6 млн. палестинцев, являющихся гражданами государства Израиль.
Проблема мирного соглашения осложняется еще и фактором нестабильности в функционировании израильского правительства. Некоторые специалисты даже называют Израиль «квази-анархией» в силу ряда дестабилизирующих внутриполитических факторов таких, как функциональная слабость кресла премьер-министра , неэффективность выработки и принятия решений кабинетом министров Израиля, межпартийная борьба внутри коалиционных правительств, утечка информации.
С точки зрения дипломатической тактики, можно говорить о том, что усилия по разблокированию переговорного процесса, предпринимаемые госсекретарем США, напоминают действия предыдущих администраций, в том числе, миротворческие усилия Б. Клинтона накануне проведения саммита в Кэмп-Дэвиде в июле 2000 г. Сегодня Дж. Керри предлагает сторонам сначала добиться принципиального согласия с основными положениями его плана, что может позволить заключить рамочное соглашение уже в апреле 2014 г., а сложные детали спорных вопросов обсуждать уже в ходе подготовки окончательного мирного соглашения, которое можно отложить на более поздний срок. Однако здесь необходимо отметить, что пока, несмотря на давление со стороны США и ряда западных стран, М. Аббас считает неприемлемым для палестинцев план рамочного соглашения, предложенный американцами, поскольку он абсолютно не учитывает интересы палестинцев. Более того, попытки американской стороны «сдвинуть» сроки подписания рамочного соглашения на период после 29 апреля ввиду отсутствия значимого прогресса на переговорах, пока не находят поддержки среди палестинцев. «Продление переговоров после 29 апреля даже на один час ни к чему не приведет, это бесполезная трата времени.» — заявил глава палестинской делегации С.Эрекат журналистам в конце февраля с.г. Следует также обратить внимание на недавнее серьезное заявление М. Аббаса во время встречи с лидером израильской организации «Мерец» З. Гальон о том, что «если госсекретарь США Дж. Керри не примет во внимание позиции палестинцев по основным вопросам рамочного соглашения, палестинцы покинут переговоры и обратятся в международные органы с просьбой одностороннего признания палестинского государства». Эту же позицию М.Аббас вновь подчеркнул на состоявшейся 17 марта с.г. личной встрече главы Палестинской автономии с президентом Б.Обамой в Вашингтоне.
Однако, повышение уровня контактов в переговорном процессе на Ближнем Вотоке, который заявлялся летом 2013г. как инициатива главы американского внешнеполитического ведомства, свидетельствует о том, что Дж. Керри, по всей видимости, не может справиться с этой проблемой в одиночку. Искреннего желания Дж.Керри добиться мира на Ближнем Востоке, принимая в решении проблем прямое и постоянное участие даже при наличии команды опытнейших специалистов, недостаточно. Ближневосточный конфликт из локального противостояния трансформировался в важную составляющую глубинных преобразований в регионе. Являясь важным и сложным районом земного шара, Ближний Восток не приемлет «простых решений», не признает «поверхностного» изучения, не принимает всерьез громких заявлений, не подкрепляемых конкретными действиями. Опыт предыдущих администраций показал, как губительны для хрупкого переговорного процесса временные рамки и настойчивость третьей силы при незаинтересованности и неготовности сторон в конфликте.
Стоит отметить, что ряд факторов таких, как общая нестабильность в регионе, противодействие мирной инициативе некоторых внутриполитических сил как в Израиле, так и на палестинских территориях, создавая в целом негативный фон для позитивного импульса мирному процессу на Ближнем Востоке, могут в определенном смысле стать катализатором переговоров. Прежде всего, поскольку Б. Нетаньяху и М. Аббас прекрасно понимают, как много поставлено на карту: с одной стороны — внутриполитическое и общественное недовольство в связи с попыткой США разморозить переговорный процесс, с другой — возможно, очередной виток насилия — «третья интифада». Оба лидера сейчас находятся в непростой ситуации: риск пойти на переговоры может обернутся крахом политической карьеры как для Б. Нетаньяху, так и для М. Аббаса. Отчаянные попытки Дж. Керри добиться прогресса на палестино-израильских переговорах и сдвинуть ситуацию с «мертвой точки» пока не увенчались успехом. Шансы успеть заключить рамочное соглашение до 29 апреля невелики. Несмотря на стремления Дж. Керри «войти в историю» и повлиять на развитие событий, сейчас, как ни странно, ситуация зависит не от желаний главы госдепартамента, а от того, совпадут ли позиции Нетаньяху и Аббаса: согласятся ли два политика рискнуть политической карьерой, возможно даже жизнью, и начать очередной мирный процесс под эгидой США?
Виктория Фрадкова, кандидат исторических наук, Кафедра международных отношений и внешней политики России МГИМО (У) МИД РФ, специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».