К 2005 году, благодаря рекомендациям международных организаций по борьбе с экономическими преступлениями – «Трансперенси Интернешнл» и Группы по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF), а также ООН и ОЭСР, в Евросоюзе были приняты соответствующие директивы, позволившие замораживать банковские счета т.н. «политически значимых лиц» (politically exposed people, PEP). Главной задачей ставилась борьба с уклонением от уплаты налогов и прочими финансовыми махинациями.
Так как счета РЕРов обычно регистрируются на подставных лиц в офшорных юрисдикциях, официально отследить реальных бенефициаров (т.е. истинных хозяев счета) порой очень сложно. Первой к решению этой проблемы приступила Великобритания в 2012-2013 гг., предписав своим банкам раскрывать в корпоративных реестрах всех реальных бенефициаров. К слову, Британия всегда была излюбленным местом сокрытия средств, незаконно полученных иностранными РЕРами. Ее примеру вскоре последовали другие страны Евросоюза. Именно из-за этих новых правил в 2013 г. лишились чуть более $1 млрд. дочери узбекского президента Ислама Каримова. Поскольку они вряд ли смогут (даже усилиями на уровне правительства) доказать законность получения таких огромных средств, эту сумму можно считать уже навсегда осевшей на счетах европейских банков. И этот случай не стал единичным после введения новых правил.
Вдохновившись успехами по присвоению себе незаконно нажитых богатств зарубежных РЕРов (до недавнего времени веривших в неприкосновенность своих вкладов в надежных европейских банках), Европа на этом не остановилась и шагнула дальше. Последовав удачному примеру Великобритании, в феврале 2014 г. Евросоюз также принял положения о создании в странах ЕС государственных реестров конечных собственников компаний и доверительных фондов. Учитывая, что, согласно агентству Bloomberg, ежегодно в Европе от налогов укрываются более $1 трлн., «урожай наличности» для европейских банков обещает быть богатым. Ведь правила были ужесточены настолько, что сначала средства подлежат замораживанию в случае выявления «подозрительных операций» по счетам, а потом уже идет процесс разбирательства, из какого источника – законного или нет – эти деньги были получены.
Чтобы понять, есть ли шансы вернуть замороженные активы в страны их первоначального происхождения, обратимся к недавнему прошлому. Самый яркий пример – блокирование банками по всему миру средств, принадлежавших лидеру Ливии Муаммару Каддафи, в 2011 г. По официальным оценкам, сумма не превышала $150 млрд. Однако новые игроки на политическом поле Ливии утверждали, что речь идет о не менее $1 трлн., которые им хотелось бы видеть в своей стране (или в своем кармане, в зависимости от обстоятельств). Как бы то ни было, немалую долю активов М. Каддафи – $30 млрд. оставили у себя США, назвав это самой крупной заморозкой зарубежных активов в своей истории.
Впрочем, вскоре Нидерланды, заблокировавшие в своих банках $3 млрд. из «ливийских сокровищ», «выделили» в пользу Ливии $100 млн. в рамках программы ВОЗ, призванной доставить в страну медикаменты и гуманитарную помощь. $1,5 млрд. разблокировали США; $260 млн. – Франция; $350 млн. обещала отдать Италия на восстановление страны. Тем временем нетронутыми оставались активы на сумму $2,4 млрд. в Канаде; $1,7 млрд. в Австрии; $1,5 млрд. в Великобритании; и скромные $2,8 млн. в Германии. Не говоря уже о ливийских счетах в других банках по всему миру.
Однако при простом сложении всех этих сумм становится очевидным, что львиная доля ливийских капиталов осела все же в зарубежных банках. В ряде публикаций иностранных СМИ такое положение дел было названо «продуманным разграблением целого государства». Само собой разумеется, заблокировавшим у себя ливийские деньги банкам пришлась весьма кстати смерть реального бенефициара – М. Каддафи, который уже никогда не сможет доказать, каким способом – законным или незаконным – попали к нему эти средства, и тем более не сможет получить даже малую их часть.
Вспомним еще одно совсем недавнее наступление европейцев на банковские счета со скрытыми бенефициарами – на этот раз на Кипре в марте 2013 г. По предварительной оценке агентства Moody’s, засекреченные российские держатели кипрских счетов могли недосчитаться замороженных $19 млрд. (при этом на спасение кипрской экономики Евросоюз выделил $10 млрд.). К счастью, российские интересы на Кипре были настолько сильны, что в совет директоров крупнейшего банка страны – Bank of Cyprus вошли 6 представителей российских деловых кругов, которые пообещали наладить работу банка и хотя бы частично вернуть доверие российских вкладчиков.
События на Кипре привели к неожиданному предложению от российского правительства о создании на Дальнем Востоке оффшорной зоны с примерно 10% налоговой ставкой. В марте 2013 г. председатель правительства РФ Дмитрий Медведев выдвинул инициативу сделать свой «Кипр» на Курилах или Сахалине, а в октябре того же года повторил свои намерения, говоря о перспективе создания свободной экономической зоны по типу сингапурской как вариант развития Дальнего Востока.
Но пока в России думали о разработке действенной экономической модели, способной стать полезной как для развития бизнеса внутри страны, так и для привлечения иностранного капитала, в США продолжали следовать старому сценарию, замораживая счета РЕРов – как своих в Швейцарии, так и зарубежных на своей территории.
Выискивая различные политические мотивы вроде «списка Магнитского», украинских опальных РЕРов, правителей и членов их семей из Центральной Азии, Латинской Америки и Африки, Америка обогащает свою казну ежегодно на миллиарды долларов. Причем не прилагая для этого особых усилий. И не сообщая миру, в каких объемах и на какие цели она использует добытые таким способом средства.
За США и Евросоюзом потянулись и другие государства. Например, Австралия в декабре 2013 г. заморозила $30 млн. на счетах нескольких россиян из Иркутска, направлявших средства, добытые преступным путем, через Китай и Гонконг и потому вызвавших подозрения бдительных австралийцев. А с января 2014 г. практику замораживания подозрительных активов, связанных с террористической деятельностью, начнет осваивать Китай. Ранее в 2013 г. Поднебесная заблокировала $1 млрд. на секретных счетах северокорейского лидера Ким Чен Ына. Между прочим, Россия ввела у себя этот полезный закон в середине 2013 г., который также предписывает банкам указывать личность подлинного бенефициара счета.
Совершенно очевидно, что блокирование активов, имеющих сомнительный источник происхождения, – это неплохой способ пополнить казну государства. Неплохой он еще и потому, что позволяет «убить второго зайца» – выявить действительно преступную деятельность и вовремя ее… заморозить.
Однако этот инструмент стал также использоваться рядом стран и, прежде всего, Соединенными Штатами, как действенный инструмент «управления» деятельностью политических лидеров и активистов в различных странах. Их зарубежные счета, внимательно отслеживаемые техническими возможностями американских спецслужб, становятся теперь хорошим рычагом принуждения к политической деятельности, выгодной определенным западным кругам, в противном случае такие счета могут быть заморожены.
Еще один вывод, который напрашивается сам собой, – не следует дразнить иностранные банки своими соблазнительными капиталами; надо хранить их у себя дома. В случае России – ждать появления «Кипра» на Курилах.
Ведь дождались же американцы появления своего «оффшорного центра» в штате Делавэр, где зарегистрировано большинство крупнейших корпораций США. И ведь ни разу не пожалели об этом.
София Пале, кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании ИВ РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».