Январь 2014 г. для североафриканского региона оказался богатым на конституционные реформы. Две ведущие страны региона, Египет и Тунис, приняли новые конституции, призванные закрепить достижения «Арабской весны».
Передовой страной региона с точки зрения права всегда считался Тунис. Идеи защиты прав и свобод человека были реализованы в этой стране еще во второй половине XIX в. Так, 23 апреля 1861 г. бей Мухаммед ас-Садык октроировал конституцию страны, в которой нашли свое закрепление положения Основополагающего Пакта Туниса от 10 сентября 1857 г., закрепившего гарантии неприкосновенности чести, личности и имущества, равенство перед законом, свободу предпринимательства и торговли. Конституция 1861 г. четко регулировала порядок формирования и полномочия высших органов власти, их взаимоотношения. В 1881 г. Франция установила свой протекторат над Тунисом, продержавшийся вплоть до 1956 г. Освободившееся от колониальной зависимости государство, упразднившее к тому же в 1957 г. монархию, приступило к формированию новой конституции, которая и была принята 1 июня 1959 г. Во многом положения Конституции 1959 г. повторяли Конституцию Франции, предоставив исполнительной власти и, в первую очередь, Президенту значительные полномочия, что позволило в марте 1975 г. провозгласить Хабиба Бургибу пожизненным Президентом Туниса.
Конституционным итогом Первой жасминовой революции стало развитие политической системы Туниса и признание многопартийности. Конституция 1959 г. тщательно регулировала отношения правового статуса человека и гражданина, закрепляла основополагающие права и свободы человека, четко регулировала отношения между высшими органами государственной власти. Однако высокий уровень безработицы среди молодежи (здесь необходимо отметить, что в Тунисе один из самых высокий показателей в мире по наличию высшего образования у молодежи – 95 %), а также консервативность власти и ее сращение с бизнесом послужили толчком к перевороту 14 января 2011 г. Любая революция требует изменения конституционных основ. Так, уже в октябре 2011 г. созывается Учредительное собрание, призванное разработать текст новой конституции страны, закрепляющий достижения тунисской демократии.
Итогом и стало принятие 26 января 2014 г. новой Конституции Туниса. Основным ее достижением, конечно же, стоит назвать существенное расширение прав и свобод человека и гражданина. Особое внимание уделяется правам женщины. Принцип равенства граждан и гражданок провозглашен в ст. 21. Кроме того, в ст.46 государство обязуется защищать права женщин, гарантирует равные возможности мужчин и женщин во всех областях, стремится достичь паритета между женщинами и мужчинами в выборных органах власти, а также принимает необходимые меры по искоренению насилия в отношении женщин. Эти положения заслуживают особого внимания, т.к. зачастую не присутствуют и в конституциях самых демократических государств мира.
Также новая тунисская Конституция уделяет особое внимание социальным правам граждан, провозглашая и гарантируя право на научные исследования, на обязательное бесплатное образование до 16 лет, на бесплатное здравоохранение. Кроме того, государство защищает инвалидов от дискриминации, предоставляя право на пособие по инвалидности, в зависимости от характера инвалидности, и обеспечивает полную интеграцию в общество (ст.48). Необходимо отметить, что положения главы 2 Конституции носят отнюдь не декларационный характер. Уже на протяжении многих десятилетий в Тунисе сформировался эффективный механизм реализации данных положений Конституции, в связи с чем, эти статьи следует воспринимать уже как констатацию реальности и подтверждение продолжения курса на гармоничное развитие человека в Тунисе. Вопросам защиты демократических прав и свобод также посвящена деятельность специальных независимых конституционных органов созданных в соответствии с главой 6 Конституции: по выборам, по правам человека, по информации, по устойчивому развитию и правам будущих поколений, по борьбе с коррупцией. В результате Второй жасминовой революции ограничено права занимать должность Президента страны в совокупности более двух сроков (ст.75).
Таким образом, основными достижениями Конституции Туниса 2014 г. следует считать ее социальную направленность, равенство мужчин и женщин, защита женщины, широкий объем политических, личных, социальных прав человека и гражданина, жесткая регламентация взаимоотношений между ветвями власти. Несомненно, Конституция 2014 г. является достойным и логическим продолжением курса страны на демократизацию общества и достойного положения человека и гражданина.
Несмотря на достаточно продолжительную историю конституционного развития, Египет не может похвастаться существенными достижениями на этом поприще. Первая Конституция Египта была октроирована королем Ахмедом Фуадом I 19 апреля 1923 г. вскоре после отмены британского протектората и воспроизводила конституционные достижения, принятые в стране начиная с 1881г. Несмотря на временную приостановку действия, просуществовала до 1952 г. С этого момента Египет находился в состоянии конституционной реформы: конституции то принимались (1956г. , 1964 г.), то приостанавливались, то действовали конституционные декларации, пока, наконец, на референдуме 11 сентября 1971 года не была одобрена новая Конституция Египта, заложившая основы египетского общества и государства. Несмотря на то, что ее положения носили скорее декларационный характер, она просуществовала до 13 февраля 2011г.
С этого момента в Египте опять предпринимались попытки принятия Конституции: первоначально в 2011 г. была принята Временная конституция, которую сменила новая Конституция, принятая на референдуме 15 и 22 декабря 2012 г. и подписанная Президентом Египта 26 декабря 2012 г., однако, ее действие было приостановлено египетской армией 3 июля 2013 г. после импичмента Президента. И лишь 14-15 января 2014 г. на референдуме была одобрена действующая Конституция Египта. Однако вопрос о ее долголетии стоит оставить открытым. Дело в том, что в отличие от Туниса Египет в Конституции 2014 г. прописывает идеалы египетского общества, которые только еще предстоит достигнуть, а на практике полностью отсутствует механизм реализации конституционных норм и деклараций. Законодатель достаточно подробно описал порядок формирования и взаимодействия высших органов государственной власти, ограничил полномочия Президента двумя четырехлетними сроками (ст. 140), ввел запрет на формирование партий по религиозному принципу (ст.74). Что касается прав человека и гражданина, то, несмотря на обилие норм, регулирующих политические, гражданские, социальные, экономические права, эти нормы носят лишь декларационный характер и скорее выражают желания и чаяния египетского общества, которые, увы, далеки от современной действительности.
В частности, в вопросах здравоохранения (ст. 18), образования (ст.19) которые декларируются как права человека, государство обязуется еще только создать соответствующую систему и выделять деньги в процентах от ВВП (3% и 4% соответственно) с условием постепенного увеличения сумм до достижения мирового уровня. При этом необходимо отметить, что в стране еще до сих пор не ликвидирована безграмотность, и в ст. 25 государство обязуется еще только разработать всеобщий план искоренения алфавитной и цифровой неграмотности среди всех граждан всех групп и разработать механизмы реализации с участием институтов гражданского общества в соответствии с определенным графиком.
Права женщин рассмотрены в контексте семьи, как основы общества (ст.10). Опять же государство в соответствии с положениями данной статьи лишь обязуется достичь равенства между женщинами и мужчинами во всех гражданских, политических, экономических, социальных и культурных правах в соответствии с положениями Конституции, и
предпринимать необходимые меры для обеспечения надлежащего представительства женщин в палатах парламента в порядке, определенном законом.
Список деклараций Конституции Египта можно перечислять еще очень долго. Практически все положения глав 2-4, а это 95 статей, не имеют механизма реализации. Таким образом, народ Египта в январе 2014 г. голосовал лишь за свои мечты, которые власть на сегодняшний день воплотить не в состоянии. Именно в этом состоит прискорбное отличие от Туниса, закрепившего в своей Конституции реальные основы современного тунисского общества.
Рыжкова Екатерина, кандидат юридических наук, доцент МГИМО (У) МИД РФ, специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».