EN|FR|RU
Социальные сети:

Пакистан – Индия: нормализация отношений?

Наталья Замараева, 29 января

54а Декабрь 2013 г. стал переломным в пакистано-индийских отношениях. Начиная с января 2013 г. инциденты на пакистано-индийской границе фактически отбросили назад дипломатические усилия, достигнутые сторонами в 2012 г.

Трехдневный визит министра иностранных дел Индии С. М. Кришны в Исламабад в рамках второго раунда процесса диалога (стартовал в 2010 г., т.е. спустя два года после теракта в Мумбае в ноябре 2008 г. и последовавшего резкого ухудшения отношений) был крайне важен для Пакистана. 8 сентября 2012 стороны подписали Договор о либерализации визового режима, Меморандум о взаимопонимании по вопросам культурного обмена, Дополнение к согласованию новых мер укрепления доверия в районах Линии контроля (ЛК), торговли и путешествий.  

В январе 2013 г. после первых вооруженных столкновений на границе в Кашмире, МИД Пакистана по настоянию генералитета обратился в ООН с инициативой о проведении независимого расследования инцидентов на пакистано-индийской границе в Кашмире: пригласить экспертов из Группы военных наблюдателей Организации Объединённых Наций в Индии и Пакистане. Но инициатива не была поддержана.

В истекшем году Исламабад и Нью-Дели обвиняли друг друга в нарушении режима прекращения огня 2003 г. вдоль Линии контроля. Пакистанские СМИ писали о шестнадцати пограничных инцидентах в пяти секторах ЛК, неспровоцированной стрельбе и т.д. Эскалация напряженности отрицательно сказалась в целом на мирном диалоге двух стран. Под сомнение были поставлены вопросы льготного предоставления виз отдельным группам граждан, культурные обмены, процесс либерализации торговли и т.д. Несмотря на многочисленные заверения и обязательства перед Международным валютным фондом Исламабад в 2013 г. не предоставил Нью-Дели статус «наиболее благоприятствуемой нации».

Весной 2013 г., в период обострения отношений, Пекин проявил готовность выступить в роли арбитра в кашмирском вопросе. Предложение было с благодарностью принято, но отложено.

Исламабад в последние годы крайне заинтересован в нормализации отношений с Индией, инициирует официальные и частные встречи лидеров, использует любую возможность для переговоров в рамках и кулуарах различных международных форумов и т.д. Но в 2013 г. «затягивание» процесса урегулирования на несколько месяцев в 2013 г. объяснялось также факторами субъективного характера в Пакистане: сменой политического руководства и кадровыми перестановками в рядах генералитета страны.

В мае 2013 г. к власти в результате парламентских выборов пришел Наваз Шариф, в третий раз (1990 – апрель 1993 гг., 1997 – октябрь 1999 гг.), заняв пост премьер-министра. Новый глава федерального кабинета министров вновь, как и в прежние годы, декларировал нормализацию отношений с Индией. Дипломатические контакты носили сугубо официальный характер (напомним, что в ответ на ядерные испытания Индии весной 1998 г., при премьер-министре Наваз Шарифе в мае 1998 г. были проведены испытания пакистанских ядерных установок; летом 1999 г. разрозился вооруженный конфликт в пограничном Каргиле; тогда отношения первых лиц стран резко обострились).

В 2013 г. Наваз Шариф вновь позиционировал себя мироносцем по отношению к Индии. Да и субъективные факторы — пограничный и торговый вопросы — требовали незамедлительного урегулирования. Летом осенью активизировался дипломатический трафик между столицами.

В середине декабря 2013 г. Нью-Дели с частным визитом посетил Шахбаз Шариф, главный министр крупнейшей пакистанской провинции Панджаб (граничит с индийским штатом Пенджаб). Он приходится младшим братом главы федерального кабинета министров Миан Мухаммаду Наваз Шарифу. В повестке дня значилось укрепление деловых связей (он посетил несколько электростанций, работающих на угле и солнечной энергии, ряд объектов сельского хозяйства и т.д.). Но главная цель визита члена клана Наваз Шарифов состояла в проведении неофициальной встречи с премьер-министром Индии Манмоханом Сингхом. В ответ на его слова о трансграничных перестрелках, Ш.Шариф поспешил заверить его, что Пакистан готов устранить все сомнения, и что премьер-министр Наваз Шариф предложил Нью-Дели провести независимое расследование третьей стороной инцидентов на Линии Контроля. Стороны согласились, что, во-первых, у руководства двух стран нет другого выбора, кроме как идти по пути мира, во-вторых, существует необходимость урегулирования серии спорных вопросов: водного, Кашмира, Сиачен, Сэр Крик и т.д. 

Дипломатия Наваз Шарифов оказалась бессильна. Нью-Дели настаивал в первую очередь на урегулировании пограничных инцидентов вдоль Линии контроля. В переговоры вступили военные, но только в конце 2013 г. (24 декабря 2013 г.) состоялась встреча представителей пакистанской и индийской армий на уровне начальников управлений военными операциями. Стороны подтвердили приверженность поддерживать режим прекращения огня на Линии Контроля; согласились установить «горячую линию» и сделать ее более эффективной и ориентированной на результат; информировать друг друга в случае непреднамеренного пересечения Линии контроля гражданскими лицами с целью их скорейшего возвращения; подтвердили «нулевую терпимость» в вопросе контрабанды, незаконного возведения и демонтаж пограничных столбов и т.д. 

События на ЛК 2013 г. фактически отбросили назад дипломатические успехи прежних лет, и в декабре 2013 г. стороны вновь сели за стол переговоров, чтобы с чистого листа писать повестку дня. Подобная ситуация повторяется, начиная с 1947 г. согласно известной формуле «шаг вперед, два шага назад».

Многие аналитики подчеркивают обострение столкновений стратегических интересов Пакистана и Индии в регионе, которое только усугубляется с течением времени (соперничество в регионе Индии и Китая, укрепление позиций Индии в соседних с Пакистаном Афганистане, Иране) и т.д.

В январе 2014 г. индийские СМИ вновь пестрели сообщениями о нарушениях вдоль Линии Контроля, пресс-службы пакистанской армии и внешнеполитического ведомства опровергали их, подчеркивая провокационность их характера. Эти заявления одновременно проходили на фоне переговоров министров торговли обеих стран в рамках 5-ой встречи бизнес-лидеров СААРК в Нью-Дели 16-18 января 2014 г. 

Исходя из указанного выше, можно ожидать, что новый 2014 г. принесет новые вызовы отношениям между Пакистаном и Индией, и стороны вновь встанут перед необходимостью выработки формулы мирного сосуществования.

Наталья Замараева, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник сектора Пакистана Института востоковедения РАН, специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».