Однако, уже 6 января 2014 года председатель Национальной коалиции революционных и оппозиционных сил (НКРОС) Сирии Ахмед аль-Джарба заявил, что необходимо сначала создать благоприятные условия для проведения такого форума. Оппозиционеры считают, что инициаторы конференции, прежде всего Россия и США, не дали «достаточных гарантий, которые обеспечили бы достижение положительного результата «Женевы-2». По их мнению, на конференции должно быть сформировано временное правительство, которому будет передана власть, а участие Башара Асада в политическом будущем Сирии должно быть исключено. Другими требованиями НКРОС являются: организация гуманитарных коридоров на территориях, подконтрольных правительству страны, а также освобождение оппозиционеров из тюрем. Ахмед Джарба заявлял также, что оппозиция не намерена участвовать в конференции в случае присутствия на ней делегации Ирана.
Один из наиболее представительных участников НКРОС — «Сирийский национальный совет» заявил, что «не видит смысла вести переговоры с режимом Асада». Ранее сообщалось, что 19 исламистских оппозиционных групп Сирии отказались от участия в «Женеве-2». Среди них и влиятельная салафитская группировка «Ахрар аш-Шам», насчитывающая в своих рядах до 20.000 боевиков. По словам одного из полевых командиров оппозиции Ахмада Иссы аш-Шейха: «Любой, кто поедет на конференцию, будет считаться изменником…». Естественно, что на конференции не будет и представителей исламистов из числа иностранных наемников и добровольцев, которые контролируют значительную часть северных районов Сирии и устанавливают там законы шариата.
В ходе Съезда НКРОС в Стамбуле 5-7 января 2014 года свыше сорока его делегатов по различным причинам заявили о своем выходе из состава коалиции, в итоге принятие окончательного решения об участии НКРОС в конференции «Женева-2» было перенесено на 17 января 2014 года.
Таким образом, становится все более очевидным, что маховик насилия, раскрученный в Сирии во многом благодаря внешнему вмешательству, остановить пока не представляется возможным. Слишком глубоко зашел сирийский военно-политический кризис: страна лежит в руинах и находится на грани гуманитарной катастрофы, людские потери (свыше 110 тысяч убито, около полумиллиона ранено и искалечено, свыше 3 млн. беженцев и перемещенных лиц) сопоставимы пропорционально с потерями стран-участниц 2-ой мировой войны (население Сирии до начала вооруженного конфликта насчитывало 22 млн. человек). Переводу этого затяжного вооруженного конфликта в стадию мирного урегулирования препятствует все большая раздробленность оппозиции и не прекращающееся вмешательство извне. Если в 2011-12 гг. были как бы две противоборствующие стороны: правящий режим, вокруг которого сгруппировались функционеры правящей партии Баас, представители арабо-алавитского меньшинства и силовых структур, с другой стороны – представители арабо-суннитского большинства, умеренно-исламистских группировок и, перешедшие на их сторону, военнослужащие правительственных войск, то сегодня ситуация в стране складывается гораздо сложнее и запутаннее. Появилась, так называемая, третья сила в лице радикальных исламистских группировок, большую часть которых составляют иностранные наемники. По самым приблизительным оценкам, в Сирии воюют двенадцать тысяч хорошо обученных и вооруженных боевиков из 70 государств, 80% из которых прибыли в Сирию из различных арабских государств и Европы, остальные — из стран Юго-Восточной Азии, Северной Америки, Африки и бывших республик Советского Союза. Наибольшую известность в Сирии получили связанные с «Аль-Каидой» террористические организации «Исламское государство Ирака и Леванта» и «Джабга ан-Нусра». Кроме этого, по меньшей мере, 43 радикальные исламистские группировки входят в, так называемую, «Армию ислама». К концу 2013 года эти бандформирования значительно активизировались и воевали уже не только с правительственными войсками, но и стремились расширить контролируемую ими территорию за счет вытеснения отрядов оппозиционной Свободной сирийской армии (ССА) и захвата районов компактного проживания курдов, из которых ранее были выведены правительственные войска. Тем самым, было спровоцировано втягивание в гражданскую войну сохранявших до последнего времени нейтралитет курдов.
Военное крыло сирийской курдской Партии демократического союза (ПДС) обнародовало свою статистику по сирийскому конфликту. Якобы, силами самообороны курдов в 2013 году были убиты около 3000 боевиков «Джабга ан-Нусра» и 376 солдат сирийской армии. Приблизительно 790 сирийских солдат были взяты в плен, но большинство из них позже были отпущены. В качестве трофеев были захвачены бронетанковая техника и боеприпасы, принадлежащие как сирийской армии, так и боевикам. Потери ПДС убитыми составили 379 человек. Уже сейчас можно говорить о курдах как о еще одной стороне сирийского конфликта.
В последнее время вооруженные столкновения между противниками Асада отмечаются на севере страны — в Алеппо и Идлибе, на востоке — в провинции Хасаке и в центральной части — в Ракке, джихадисты захватили пограничный переход и склады с оружием ССА на границе с Турцией. Растущие потери в рядах сил, противостоящих сирийским правительственным войскам, подвигли главаря «Джабга ан-Нусра» Фатиха Абу Мухаммеда аль-Джулани выступить с призывом к конфликтующим сторонам прекратить огонь. Он предложил создать совместный «военно-исламский судебный орган», который бы взял на себя урегулирование возникающих разногласий между «братьями по оружию».
На фоне продолжающихся безуспешных попыток ООН, России и США усадить за стол переговоров в Женеве противоборствующие стороны внешнее вмешательство в сирийский конфликт не прекращается, а в отдельных случаях и усиливается. Если правительству Б.Асада военную и другую помощь оказывают ливанская военно-политическая группировка «Хизбалла», Иран и радикальные шиитские группировки Ирака, то сирийскую оппозицию поддерживают Саудовская Аравия, Катар, Турция, Иордания, суннитские группировки Ливана, США, некоторые страны ЕС. Наибольшую активность при этом проявляют Эр-Рияд и Доха, которые не останавливаются перед новыми миллиардными расходами на вооружение оппозиции и вербовку боевиков по всему миру. Похоже на то, что в своем стремлении покончить с режимом Асада во что бы то ни стало заинтересованные внешние игроки готовы и дальше спонсировать эту войну, которая все больше превращается в арену открытого противостояния суннитского и шиитского течений ислама. В конце 2013 года отряды ССА с помощью Саудовской Аравии получили современные системы залпового огня, другие образцы тяжелого вооружения, саудитами ведутся переговоры с Вашингтоном о снятии пока еще существующих ограничений на военную помощь сирийской оппозиции.
Поскольку созыв мирной конференции по Сирии остается под большим вопросом, да и вряд ли такая встреча в условиях продолжающейся ожесточенной вооруженной борьбы может дать хоть какой-то положительный результат, представляется целесообразным обсудить ситуацию в Сирии и вокруг нее на экстренном заседании Совета Безопасности ООН с приглашением на него представителей всех стран, так или иначе вовлеченных в этот конфликт. Резолюция СБ ООН о прекращении любого иностранного вмешательства во внутренние дела Сирии могла бы стать первым шагом по мирному урегулированию конфликта.
В последующем, можно было бы добиваться немедленного прекращения огня, созыва конференции «Женева-2» без каких-либо предварительных условий. Если мирные инициативы под эгидой ООН не найдут поддержки внутри Сирии и среди сопредельных государств, то можно было бы принять решение о проведении миротворческой военной операции или даже гуманитарной интервенции. Весьма важным было бы исключить проникновение в Сирию новых отрядов боевиков через территории Турции, Ирака, Иордании и Ливана, затем провести операцию по разъединению воюющих сторон, разоружению боевиков международных террористических организаций и радикальных исламистских группировок. Только тогда «Женева-2» приобретет свой смысл и может стать площадкой по поиску компромиссов, путей национального примирения и согласия, основ строительства будущего сирийского государства, где бы все основные этно-конфессиональные группы Сирии (арабы-сунниты, арабы-алавиты, курды) могли бы занять свое достойное место. В противном случае, вероятность распада Сирии на несколько анклавов или превращения ее во второе Сомали будет нарастать и приведет к эскалации насилия в соседних странах (Ливан, Ирак). Регион может надолго погрузиться в атмосферу хаоса и стать оплотом сил международного терроризма.
Станислав Иванов, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук, специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»