В последнее время в СМИ вновь активно зазвучала тема превращения Ближнего Востока в зону, свободную от оружия массового уничтожения. Судя по всему, это связано с тем, что в Сирии активно идет процесс ликвидации химического оружия, а «шестерка» международных посредников вышла на договоренности с Ираном о замораживании ядерной программы последнего в обмен на приостановку финансово-экономических санкций. При этом Египет упорно отказывается присоединиться к международной Конвенции о запрещении химического оружия, а Израиль не менее упорно уклоняется от подписания ДНЯО и признании наличия у него ядерного оружия. Налицо двойные стандарты: кому-то можно, а кому-то нельзя.
Казалось бы, а что здесь удивительного? Ведь еще в ноябре 2012 года пресс-секретарь госдепартамента США В.Нуланд заявила, что международная конференция, посвященная созданию на Ближнем Востоке зоны, свободной от оружия массового уничтожения, в 2012 году не состоится. По ее словам, Соединенные Штаты, будучи наряду с Россией, Великобританией и генеральным секретарем ООН — коспонсором планируемой конференции, «с сожалением объявляют о том, что созвать ее невозможно в связи с нынешними условиями на Ближнем Востоке», а также на фоне продолжающегося «невыполнения Ираном своих международных обязательств в сфере нераспространения». Кроме того, отмена форума связана с тем, что региональные участники «не достигли согласия по приемлемым условиям организации» встречи.» С точки зрения США, продолжала она, между странами Ближнего Востока остаются «глубокие концептуальные расхождения, касающиеся подходов к региональной безопасности и договоренностям в области контроля над вооружениями». При этом, указала В.Нуланд, США настаивают на том, чтобы конференция работала «исключительно на основе консенсуса среди сторон в регионе». США «в полной мере поддерживают цель превращения Ближнего Востока в свободный от оружия массового уничтожения район, не отказываются от взятых на себя в связи с этим обязательств,»- добавила она.
А 2 сентября 2013 года мининдел РФ С.В.Лавров фактически подтвердил сохранение тупика в этом вопросе и в 2013 году. По его словам, дата созыва международной конференции по созданию свободной от оружия массового уничтожения зоны на Ближнем Востоке не согласована из-за позиции США. Одна из проблем, которая грозит стать очень-очень серьезной — проблема созыва, вернее, неспособности обеспечить созыв конференции по созданию зоны, свободной от оружия массового уничтожения на Ближнем Востоке», — процитировали его слова интернет-СМИ. Решение о том, что «не позднее 2012 года» будет созвана данная конференция, было принято в 2010 году, напомнил Лавров. «По причине позиции США учредители не смогли даже объявить дату созыва этой конференции», — заявил глава МИД РФ. Он добавил, что «конференция должна была состояться в прошлом году», а теперь мы добиваемся того, чтобы как можно скорее ее провести, так как «через полтора года грядет новый обзор Договора по нераспространению ядерного оружия».
Казалось бы все ясно – США не хотят этой конференции, так как придется ставить вопрос о ядерном оружии Израиля, а еще и Иран приглашать, ядерная программа которого носит мирный характер и который не преминет выступить с нападками на израильтян и Вашингтон за их нежелание ставить вопрос о присоединении Тель-Авива к ДНЯО. Здесь ничего нового нет.
Но тут совсем неожиданно в самом конце года ряд СМИ стал публиковать информацию, в которой сообщается о том, что будто бы и Россия радикально поменяла свой подход к этому вопросу. В частности, с таким утверждением выступила израильская газета «Маарив», сообщив, что якобы президент РФ В.Путин пообещал израильскому премьеру Б.Натаньяху не торопиться с созывом международной конференции по превращению Ближнего Востока в зону, свободную от ОМУ. При этом издание даже указало на наличие некой стенограммы записи беседы лидеров России и Израиля по этому вопросу. Однако это не может соответствовать действительности, т.к. подобных обещаний российский президент Б.Нетаньяху не давал и именно Москва активно продвигает вопрос созыва такой конференции с 2010 года. Целью же подобной публикации газеты «Маарив» явно является намерение испортить отношения Москвы с арабами и Ираном.
Так как же обстоят дела на самом деле? Чтобы понять суть вопроса и оценить перспективы превращения Ближнего Востока в зону, свободную от ОМУ, нужно сделать краткий исторический экскурс в прошлое. Впервые с инициативой превратить Ближний Восток в зону мира, где не будет ядерного и ракетного оружия, выступил в 1958 году Советский Союз. Повторил это предложение в 1974 году не кто иной как Иран – после очередной арабо-израильской войны 1973 года. Затем Египет и ряд других арабских государств поддержали эту инициативу. В результате этих шагов Генеральная Ассамблея ООН 9 декабря 1974 года приняла Резолюцию 3263 «Учреждение зоны, свободной от ядерного оружия (ЗСЯО), на Ближнем Востоке». С тех пор Генеральная ассамблея ООН приняла несколько резолюций, высказывающихся в пользу этой идеи, правда без особого успеха, главным образом из-за оппозиции со стороны Израиля и Соединенных Штатов.
В апреле 1990 года президент Египта Хосни Мубарак пошел дальше и предложил создать на Ближнем Востоке зону, свободную от всех типов ОМУ. Однако на пути создания такой зоны продолжали стоять серьезные препятствия. Ядерный потенциал Израиля и его отказ присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) вместе с продолжавшейся стратегической и политической напряженностью в регионе заблокировали продвижение к этой цели. Обострение внимания на проблемах ОМУ на Ближнем Востоке возросло вслед за раскрытием тайной программы создания ядерного оружия в Ираке после войны в Персидском заливе 1991 года. Вскоре после окончания этого конфликта Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 687, которая делает упор на денуклеаризации Ближнего Востока с целью содействовать региональной безопасности. На Мадридской (1991) мирной конференции, которая усадила Израиль, палестинцев и многие другие страны Ближнего Востока за один стол, участники согласились предпринять многосторонние усилия с целью регионального контроля за вооружениями и безопасностью. Они основали рабочую группу по Контролю за вооружениями и региональной безопасностью на Ближнем Востоке. Однако вследствие расхождений по вопросу о зоне, свободной от ОМУ, между Израилем и Египтом эта группа не проводила официальных встреч с сентября 1995 года.
На обзорной конференции ДНЯО в 1995 году участники выразили поддержку идее создания ЗСЯО на Ближнем Востоке. Резолюция по Ближнему Востоку, принятая на Конференции по рассмотрению действия и продлению ДНЯО 1995 года, призвала все государства в регионе вступить в Договор и поставить все свои ядерные объекты под гарантии МАГАТЭ (хотя Израиль прямо не был упомянут при принятии этой резолюции). В ней также содержится призыв ко всем государствам региона работать с целью создания зоны, свободной от ядерного оружия на Ближнем Востоке, так же, как и от других видов оружия массового уничтожения, и призвала все государства — члены ДНЯО, в особенности государства, обладающие ядерным оружием (ЯОГ), поддержать эту цель. Тем не менее, с момента принятия данной резолюции практический прогресс на этом пути достигнут не был.
На Обзорной конференции ДНЯО, проходившей 3-31 мая 2010 года в Нью-Йорке, вопрос о создании зоны, свободной от ядерного оружия (ЗСЯО) на Ближнем Востоке, приобрел важнейшее значение, и его обсуждение нашло отражение в итоговом документе этой встречи. По сути, большинство участников Обзорной конференции из числа арабских стран пошли на компромисс при составлении проекта Заключительного документа, ограничившись упоминанием в тексте документа крайней необходимости созыва в 2012 году Конференции по рассмотрению практического прогресса в деле установления зоны, свободной от оружия массового уничтожения (ОМУ) на Ближнем Востоке. Тогда же по инициативе России было принято решение о подготовке специальной конференции для выработки параметров и условий создания зоны, свободной от ОМУ, на Ближнем Востоке. Этим решением предусмотрено назначение специального координатора, который будет готовить данное мероприятие. Однако до сих пор координатор так и не назначен. В общем, «воз и ныне там».
Судя по всему, реализация этой идеи крайне маловероятна до того момента, как будет завершен процесс мирного урегулирования на Ближнем Востоке. Споры между Израилем и его соседями являются наиболее значительным препятствием на пути создания такой зоны. С одной стороны, понятно, что Израиль не откажется от своего потенциала ядерного сдерживания до тех пор, пока не почувствует, что его национальной безопасности ничто не угрожает. С другой стороны, арабские соседи Израиля и Иран утверждают, что существование ядерной программы у Израиля угрожает их безопасности. И на все это наложились события «цветных революций» на Ближнем Востоке в 2011-13 г.г. В этих условиях совершенно очевидно, что Тель-Авив не пойдет на ядерное разоружение перед лицом откровенной угрозы остаться лицом к лицу с агрессивными исламистами, которые рвутся к власти в арабском мире и призывают к ликвидации еврейского государства.
Вместе с тем, накапливание в регионе ядерного оружия и его модернизация Израилем (имеет ядерные арсеналы тактического назначения собственного производства: по оценкам, располагает приблизительно 300 ядерными боезарядами), а также Турцией (имеет до 70 ядерных авиабомб тактического назначения американского производства, контролируемых Соединенными Штатами) явно требует превращения ближневосточного региона в безъядерную зону.
Скорейшее же превращение столь конфликтного региона в зону, одновременно свободную от ядерного, химического и иных видов оружия массового уничтожения, во многом укрепило бы региональную безопасность. Однако, учитывая, как развивается ситуация в Сирии, Египте и в Ираке, а также вокруг Ирана, оснований для оптимизма пока слишком мало.
Петр Львов, доктор политических наук, специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».