EN|FR|RU
Социальные сети:

Саудовская Аравия и права человека

Максим Егоров, 13 декабря 2013
009

Источник: Flickr

На Генеральной Ассамблее ООН 12 ноября избрали 14 новых членов Совета по правам человека – вспомогательного органа ООН, который заменил в 2006 году полностью дискредитировавшую себя Комиссию по правам человека. В числе прочих в этот орган уже в третий раз вошла и Саудовская Аравия, которая получила на выборах впечатляющие 140 голосов.

Международная неправительственная организация Human Rights Watch отметила, что пятеро стран из новоизбранных, в том числе и Саудовская Аравия, систематически отклоняли требования ООН впустить проверки, посланные с целью расследования случаев нарушения прав человека. Саудовская Аравия сделала это семь раз. 

В течение месяца саудовская пресса одновременно славила это решение Генеральной Ассамблеи ООН (об избрании КСА в СПЧ) и полоскала на своих полосах как саму ООН, в Совете Безопасности которого Саудовская Аравия отказалась работать 18 октября, так и Всеобщую декларацию прав человека. Ту самую, которую она, пусть и с некоторыми оговорками признает (правда, весьма своеобразно – в декабре 1948 года саудовская делегация в ООН, как и другие арабы, воздержалась при голосовании по Декларации), как и еще ряд соглашений, правда уже региональных – «Декларацию прав человека в исламе» (принята ОИС в 1990) и «Арабскую Хартию прав человека» (решение ЛАГ от 1994 года). Иногда, в одной статье ооновскую Декларацию авторы умудряются раскритиковать как «западный продукт империалистических держав, которые сами не уважали права человека», «инструмент для оправдания своего вмешательства в дела других государств», так и похвалить, как все-таки «более гуманную». Так пишет о ней некто Али Аш-Шрими в либеральной, по саудовским, конечно, понятиям, газете «Аль-Ватан» в своей статье от 7 декабря 2013 года «Права человека – западный продукт и ложная концепция».

Дуализм в саудовском восприятии ооновской Декларации прав человека понятен. С одной стороны, Саудовская Аравия – стратегический союзник США в регионе, такой же, как и Израиль. Поэтому, что называется, «должна соответствовать» западным стандартам в области прав человека. Все необходимые для отчета перед Вашингтоном структуры созданы еще в начале этого века – Комиссия по правам человека (государственный орган) и НПО – Национальная ассоциация по правам человека. Заняты они в основном реакцией на жалобы населения, причем на самые разнообразные, как действительно касающиеся прав человека, так и социально-экономического свойства, критикой административных и судебных структур.

С другой стороны, реальная картина с правами человека совершенно иная в силу самой природы власти – абсолютистской монархии, руководствующейся в своих внутренних делах шариатом. Надо откровенно признать, что шариат – это глубоко отличная от западной системы права концепция. В ее основе лежит Коран и сунна (хадисы, то есть канонизированные рассказы о жизни пророка). Как справедливо пишут энциклопедии, Шариа́т — (в переводе с арабского — правильный путь, образ действия) — совокупность правовых, канонически-традиционных, моральноэтических и религиозных норм ислама, охватывающая значительную часть жизни мусульманина и провозглашаемая в исламе как «вечное и неизменное» Божественное установление.

Причем особенность КСА состоит в том, что шариат в Королевстве свой – ханбалистский, являющийся одним из четырех основных мазхабов (направлений) суннистского шариата. Его особенность заключается в наиболее строгом соответствии нормам ветхозаветного «чистого» ислама. Такой ислам еще называют салафитским или ваххабистским (что по сути одно и тоже) по имени саудовского богослова восемнадцатого века Мухаммеда ибн Абдель Ваххаба, развивавшего концепции другого, более древнего улема Ибн Таймии, жившего в 13 веке. В силу этого в КСА реализуются такие нормы исламского права как казнь через отрубание головы (от 70 до 120 казней в год), наказание осужденного палками, плетьми и т.п. Развод осуществляется на основе троекратного произнесения слова «Талак», в результате чего статус разведенной женщины зачастую непонятен, поскольку документов никаких нет. Дети достаются в случае развода отцу. Жен может быть несколько и так далее – в точном соответствии с третьей Сурой Корана. Салафиты не признают поклонения святым и надгробные памятники, считая это идолопоклонством.

То, что для многих стран мира – фольклор, для Саудовской Аравии является нормой. Не удалась даже попытка в этом году заменить отрубание головы (из-за нехватки палачей) расстрелом – нововведение не прижилось.

Такой разрыв с общепринятыми нормами права в мире влечет за собой известные трудности. Они стали нарастать в последние восемь-десять лет в связи реформаторской деятельностью нынешнего короля Абдаллы, который, не отменяя норм шариата, стал проводить масштабные реформы в стране, призванные ее глубоко модернизировать. За рубеж выехало 140-150 тысяч студентов, в самом королевстве открылись университеты для женщин, их даже допустили до единственных проводимых в стране выборов – муниципальных (сентябрь 2011 года), разрешили в начале 2013 года войти в Совет Шуры (подобие парламента), а затем и заниматься адвокатской практикой, даже работать в некоторых областях (в основном кассирами, продавщицами в отделах женского белья, на ресепшене в гостиницах и госпиталях).

Однако многие проблемы остаются «подвешенными», причем «арабская весна» явно повлияла на настроения властей и, в первую очередь, местного духовенства, которое стало решительно противиться переменам. Попытка реформаторов этой осенью протащить хотя бы разрешение женщинам водить автомобиль натолкнулась на мощное сопротивление клерикалов. Они считают, что лучшим противоядием против охватившей регион нестабильности является «укрепление устоев» и монарх, далеко перешагнувший через девяностолетний рубеж, не может с ними не считаться.

Более того, он вынужден идти на все большие уступки улемам, провозглашать «суверенитет исламской уммы» и предостерегать от «вмешательства в ее внутренние дела», даже призывать строить отношения с внешним (неисламским) миром не на нормах международного права, а на принципе «глаз за глаз» или как его мягко переводят политкорректные переводчики на принципе «взаимности». Об этом сказано в речи короля 16 октября перед паломниками. Само высшее духовенство идет еще дальше, призывая по сути дела к созданию военно-политического союза исламских государств. Воплощение его наказа – обсуждение формирования такого союза в рамках ССАГПЗ на его саммите 10 декабря с.г. в Кувейте на основе декабрьской (2011 года) инициативы короля Абдаллы.

Очевидно, что «арабские революции» все ближе подводят КСА к исторической развилке, когда придется выбирать – либо глубокие политические изменения, предполагающие переформатирование политической системы, в том числе в сфере прав человека, либо сохранение абсолютной монархии в стадии гомеостаза, формирование вокруг нее пояса сходных по природе государств, что становится все более затратным мероприятием как с точки зрения финансовых вливаний, в том числе в социально-экономическую сферу, так и в плане вложений в обеспечение имиджа страны на международной арене. Пока мощный поток нефтедолларов позволяет идти по второму пути. Но как долго это возможно? Думается, мы об этом скоро узнаем.

Максим Егоров, политический обозреватель по Ближнему Востоку, специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».