В середине ноября 2013 г. министр внутренних дел Пакистана Ч.Нисар, выступая перед парламентариями в Национальной ассамблее, заверил, что усилия, направленные на диалог с Движением Талибан Пакистана (ДТП), следует отложить. Это заявление последовало вскоре после отказа нового лидера ДТП муллы Фазлуллы от переговоров с властями.
Ликвидация Х.Масуда (бывший лидер ДТП, погиб в результате авиаудара американских беспилотниковов 1 ноября 2013 г.) произошла в критический период отношений Движения Талибан Пакистана и федерального правительства. Исламабад открыто стремился к обсуждению, и прежнее руководство пакистанских талибов не отвергало эту идею. Однако, новый лидер ДТП выступает против какого-либо сотрудничества с Исламабадом.
Правящая партия Пакистанская мусульманская лига Наваз Шарифа (ПМЛ Н) возлагала надежду на успех встречи с пакистанскими боевиками. Заверения о мире и стабильности в стране были одним из основных пунктов предвыборной кампании (май 2013 г.) нынешнего премьер-министра Миан Мухаммада Наваз Шарифа. Срыв переговоров означает его первый политический провал во внутренней и внешней политике на посту главы кабинета министров. Всего за несколько дней до назначенной даты переговоров, Наваз Шариф вернулся из Вашингтона, где президент США Б.Обама заверил, что на время переговоров авиаудары американских беспилотников по боевикам прекратятся.
На протяжении нескольких лет МИД Пакистана неоднократно делал официальные заявления, подчеркивая, что «…авиаудары нарушают суверенитет и территориальную целостность». В ноябре 2013 г. они вновь вызвали волну возмущения в стране, парламентский кризис. Оппозиционные партии в верхней палате парламента (Пакистанская народная партия PPP, Национальная народная партия ANP, Белуджская национальная партия BNP и Пакистанская мусульманская Лиги Каид-и Азама PML-Q) бойкотировали заседания Сената, утверждая, что правительство в лице министра внутренних дел Ч.Нисар представило неверные сведения о жертвах авиаударов БПЛА.
Имран Хан, лидер партии Движение за справедливость, ведущей политической партии в Хайбер-Пахтунхва, заявил о блокировке грузов коалиционных сил НАТО в Афганистане. Но в этой инициативе его поддержали только боевики.
Впервые о возможном сотрудничестве противоборствующих сторон в Исламабаде заговорили еще в 2012 г. Правящая в тот период Пакистанская народная партия (ПНП), следуя устоявшейся практике, несколько раз проводила Всепатийные конференции с целью выработки единого консенсуса депутатов парламента от различных политических партий. Наваз Шариф, вступив в должность в июне 2013 г., поддержал инициативу.
Единственным государственным институтом, который выступал категорически против Круглого стола с повстанцами, была армия. Это объяснимо. Во-первых, генералы еще в первой половине 2000-х годов получили опыт переговоров и их последующих нарушений боевиками; во-вторых, военные объекты – одна из основных мишеней боевиков ДТП. Выдвигая предварительные требования до начала переговоров, ДТП настаивало на выводе воинских подразделений, дислоцированных в зоне пуштунских племен Пакистана, а также на освобождении заключенных повстанцев.
Начальник штаба сухопутных войск генерал Ашфак Первез Кияни настаивал на проведении военных операций против боевиков. Премьер-министр Наваз Шариф изменил свое мнение после посещения ставки главнокомандующего в Равалпинди, и это послужило сигналом, чтобы министр внутренних дел Пакистана Ч.Нисар отступил от прежней позиции.
Одной из основных причин постоянного переноса даты переговоров были условия, выдвинутые ДТП еще на этапе обсуждения их повестки дня: освобождение из тюрем заключенных боевиков, отмена конституции Исламской Республики Пакистан, введение норм шариата в судопроизводстве и деловой повседневной жизни страны, вывод армейских подразделений из Территории племен федерального управления, пограничной с Афганистаном и т.д.
Авиаудары американских БПЛА и все последующие события ставят, по меньшей мере, два вопроса — что это за организация Движение Талибан Пакистана, ликвидация лидера которого обсуждается на заседаниях парламента страны; второе — что же происходит в пакистано-американских отношениях?
ДТП за последнее десятилетие сформировалась как самостоятельная социальная сила, способная своими вызовами не только оказывать влияние на внутриполитическую жизнь страны, но и диктовать требования федеральной власти. С годами ДТП окрепло. Начиная с вооруженной борьбы небольшими группами боевиков против подразделений федеральной армии, в настоящее время ДТП выдвигает политические лозунги. Вся накопленная агрессивная масса террора ставит целью легализовать свою деятельность только на ее условиях. В случае отказа – отвечает новой волной терактов.
Второе, на чем следует акцентировать внимание – пакистано-американские отношения. Новый премьер-министр Наваз Шариф стремится всеми силами сдержать требования политических партий страны о неприменении беспилотников. Действуя так, он явно рассчитывает на обещанную в октябре 2013 г. президентом США Б.Обамой помощь в размере 1.6 млрд долл. Пакистан только что получил новый заем в сумме 6.7 млрд долл. от Международного Валютного фонда (МВФ), но дополнительные американские деньги ему не помешают.
Какой же приоритет выберет Миан Мухаммад Наваз Шариф: политическую стабильность взамен помощи Вашингтона; сумеет ли он найти компромисс или предложит свой собственный рецепт решения?
Наталья Замараева, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник сектора Пакистана Института востоковедения РАН, специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».