Решение по поводу химического оружия открывает некоторую перспективу перед нормализацией общей ситуации вокруг Сирии. Однако нельзя сказать, что точка невозврата в урегулировании всей сирийской проблемы пройдена, и будущее страны уже не висит в воздухе. Напротив, оно драматически зависит от состояния сирийской экономики, и едва ли следует рассчитывать, что экономический упадок может быть преодолен одним росчерком пера президента, как это было сделано в случае дехимизации арсеналов.
Война с оппозицией очень быстро привела страну к масштабному разрушению производительных сил, и процесс этот далеко не закончен. Более того, он набирает силу. Не приходится сомневаться, что его инерция будет ощущаться в течение очень длительного времени и сильно влиять на восстановление экономики и прежних отношений в обществе. Очевидно, что задачи и цели ушедшего периода будут отставлены в сторону, и стратегия плавного перехода от «исправительного движения» Асада-старшего к «социально ориентированному рынку» Асада-младшего останется незавершенной. Хотя, вполне возможно, что именно такая эволюция, в отличие от рыночных моделей МВФ и ВБ, из-за которых, собственно, и возникла арабская весна, могла бы оказаться эффективной в сирийском исполнении. Но осторожность и медлительность в реформах, присущие вообще-то всему арабскому миру, оказались в сирийском случае все же чрезмерными, и это, наряду с прочими обстоятельствами, в конечном итоге взорвало ситуацию.
По существу, Сирия ныне прямо столкнулась с такими угрожающими явлениями, как деиндустриализация, резкое снижение конкурентоспособности и занятости. Эти явления дополнительно усугубляются кризисом в финансово-кредитной сфере, в секторе услуг и в других отраслях хозяйственной деятельности. Немалая часть аграрного сектора, особенно производство продовольствия, также переживает исключительные трудности.
Регрессивные тенденции подтверждаются весьма недвусмысленно. Они видны уже хотя бы из того, что доля сельского хозяйства в ВВП повысилась к настоящему моменту с 17% до 27%, по сравнению с 2010 г. Эти цифры, естественно, не свидетельствуют о росте продуктивности в отрасли, а указывают лишь на свертывание промышленной деятельности.
Падение по всем показателям происходит как результат многократного сужения областей приложения капитала из-за утраты стабильности, разрушения материальной базы производства и достигшей максимума утечки частных накоплений. По сути, из-за прямого разрушения физических активов и разграбления материальных ценностей потери государство превышают 41 млрд. долл. и составляют половину всех экономических потерь. Это практически безвозвратные потери, понесенные в наиболее значимых отраслях хозяйства, и для возвращения их хотя бы к исходному состоянию потребуются огромные новые инвестиции. Проблема их поиска пока не обсуждается по понятным причинам. Но о том, насколько трудно будет их привлечь, свидетельствует тот факт, что государственные капиталовложения сократились на 75% за два прошедших года, а частные инвестиции «провалились» на 80%. К тому же, произошли существенные изменения в распределении инвестиционных потоков. Растущая их часть, оцениваемая почти в 5 млрд. долл., перенаправляется на военные нужды. В целом же потери капитала за последние два с небольшим года регистрируются на уровне чуть ниже 38 млрд. долл. и составляют половину понесенного ущерба.
По некоторым оценочным данным, совокупные экономические потери Сирии к настоящему моменту составляют почти 85 млрд. долл., что равняется примерно 150% ВВП в 2010 г. Но эта цифра в реальности может быть еще более высокой. Общие потери «весенних» арабских государств примерно оцениваются в 700 млрд. долл. Если их представить как среднеарифметическое, то сирийская доля, вероятно, может оказаться, так или иначе, преуменьшенной. А ведь Сирия единственная подверглась жутким разрушениям. Поэтому ее вклад в общую сумму потерь может оказаться куда большим, чем у собратьев по несчастью. Во всяком случае, экспертиза признает, что на выход из подобного состояния потребуется не менее 30 лет, а такой срок не устанавливался ни для одной из переживающих революцию арабских стран.
Общее ухудшение экономической обстановки, как видно, привело к мощному снижению практически всех важнейших макроэкономических показателей. В довершение ко всему, экспорт Сирии сократился на 75%, а импорт на 60%, и сжатие товарообмена стало прямым следствием истощения финансовых возможностей сирийского государства.
Нарастающие деструктивные явления имеют все больше шансов перевести макроэкономику в разряд отрицательных величин. Сирия почти всегда умудрялась поддерживать бюджетный дефицит на уровне приемлемых показателей. Но сейчас он вырос до 65% ВВП и достиг небывалого для нее уровня. Его ожидаемое дальнейшее увеличение практически не вызывает сомнений, поскольку утрачены важнейшие источники накопления от нефти и промышленности, пострадавших от санкций и серьезных сбоев в работе в результате действий вооруженной оппозиции. Ко всему прочему, в стране резко сократились поступления от налогов как результат разрушения налоговой базы из-за сокращения численности рабочих мест, снижения частного потребления, общего свертывания экономической деятельности.
Поскольку национальный воспроизводственный механизм является комплексной системой, то и поражается он, особенно во время экстраординарных событий, с многих сторон одновременно. Вот и валютные резервы Сирии упали с 23 млрд. долл. до 2 млрд. Дальнейшее развитие в таком духе вообще грозит опустошением казны, а это означает тупик.
Эта и другие проблемы трудно решаются собственными силами. Особенно, если учесть, что достаток Сирии всегда был более, чем умеренным. Ей негде взять средства на восстановление хозяйства. А внешние заимствования могут быть сделаны только на изматывающих условиях, и хорошо если только на экономических, а не политических. Видя это, совсем нетрудно предположить, что сирийское государство ждут новые испытания, и осознавать это его гражданам безмерно тяжело, учитывая, что и текущим испытаниям конца не видно.
Александр Филоник, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований ИВ РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».