EN|FR|RU
Социальные сети:

Сколько дней до «цветной революции» в Саудовской Аравии? Часть 2

Погос Анастасов, 06 ноября

wadjdalsc2(1)Подавление женских протестов 26 октября и появившаяся в этой связи критика в мировых СМИ заставили власти, защищаясь, говорить о своих прошлых успехах в женском вопросе. В этом им помогли и их западные союзники, которые на правозащитных форумах всячески выгораживают своих клиентов.

Но эти успехи относятся к периоду активной реформаторской деятельности короля Абдаллы, который вот уже два года серьезно болен, да возраст (более 90 лет, точнее не известно, так как метрик в начале 20-го века власти не выдавали) дает о себе знать. К тому же эти «успехи», а именно увеличение с 2006 года в три раза числа работающих женщин – с 90 до 330 тысяч, широко раскрытые для них двери университетов – палка о двух концах. Чем образованнее и грамотнее женщины, тем больше прав они себе требуют. А какие могут быть права, если в стране более 1,2 миллиона женщин разведено и не могут заново жениться из-за законов шариата, древних обычаев и отсутствия документов о разводе! У них нет собственных средств к существованию (все, кто бывал в КСА, знают о побирушках на АЗС), а список разрешенных для них специальностей крайне узок – работа на ресепшене в больницах и гостиницах, продавщицами в огромных моллах и т.п. Лишь в октябре этого года им предоставили право заниматься адвокатской практикой.

Процесс нарастания требований со стороны женщин наложился на период начала возвращения студентов, которых во второй половине первого десятилетия король Абдалла по своей программе направил обучаться за рубеж, причем в значительном количестве – 150 тысяч. Обучение бесплатное, плюс прилагается неплохая стипендия. Но эти люди, в том числе женщины, приезжая после учебы из демократических стран в Саудовскую Аравию не могут адаптироваться к порядкам 7-го века. Многие уезжают, но для женщин этот путь закрыт – они не могут путешествовать одни. В результате молодые, грамотные, энергичные девушки, вкусившие прелестей западной жизни, остаются сидеть дома, ждут, когда родные их выдадут замуж. Они выражают свой протест пока в твиттере, и в основном по поводу запрета на вождение, но ясно, что такая ситуация не может продолжаться бесконечно.

Молодежь, мигранты, безработица, женский вопрос, бедность, разрыв между бедными и богатыми, архаичность государственной системы управления – не единственные проблемы для общества, численно быстро растущего из-за исламского отказа вести ограничения на рождаемость. Есть и шииты Восточной провинции, которых не допускают на государственную службу, есть историческое противостояние консервативного Неджда и вольнолюбивого Хиджаза, йеменских горцев на Юге, и северных племен, тяготеющих к Иордании и шире – к исторической Палестине.

И ответа на эти вызовы здесь не могут найти. Вернее – найденные мудрым монархом-реформатором королем Абдаллой рецепты уже больше не работают. Им была сделана ставка на медленные, но неуклонные модернизационные меры, постепенное расширение прав женщин, развитие промышленности и инфраструктуры. Но все имеет свой предел. И сейчас он достигнут. Общество требует большего и стоит перед необходимостью радикальной ломки старых устоев. Иначе произойдет взрыв.

Однако кардинальным реформам решительно сопротивляются ваххабитские клерикалы, имеющие большую власть в обществе и в стране. Эта власть проистекает из завета короля-основателя Абдельазиза, который заключил с ними «пожизненный контракт», поскольку ваххабиты изначально поддержали его проект объединения земель аравийского полуострова в единое государство.

Нарушение этого завета, с учетом веса религиозного фактора, приведет к развалу страны. Власти это знают и фактически свернули крупные реформы, дабы потрафить религиозным кругам. Да и сама разросшаяся саудовская правящая семья, столкнувшись с серьезными проблемами, ищет поддержки у Аллаха, взывает к верности Корану и сунне, всячески подчеркивает, что проблемы страны решит шариат. О том, что проблемы прав человека (и все остальные) здесь планируют решать именно так, говорят и последнее решения правительства от 28 октября. Подтверждением курса «опоры на устои» выглядят яркие, но весьма религиозные речи короля, наследного принца Сальмана (который их и зачитывает), губернатора провинции Мекка Халеда аль-Фейсала. Напомним, что лозунг «ислам – это решение» был лозунгом египетских «братьев-мусульман», которых здесь так не любят и которые под его знаменами пришли к власти в Египте в 2011 году. К чему это привело – хорошо известно. Но давно сказано: уроки истории учат тому, что они никого и ничему не учат. Похоже, мы имеем дело именно с таким случаем.

Погос Анастасов, политолог, востоковед, специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».