25.10.2013 Автор: Екатерина Рыжкова

Госдолг США: для кого настал час расплаты?

A demonstrator holds placards to protest U.S. debt in front of the Capitol in WashingtonНа днях США в очередной раз подняли потолок бюджетного долга. Правительство может вновь приступить к наращиванию своих долговых обязательств, которые, впрочем, не нуждаются в каком-то дополнительном стимулировании. Мир вздохнул с облегчением, биржевые индексы вошли в норму, за США остается статус надежного плательщика. Однако какова истинная природа такого спокойствия?

Прежде обратимся к некоторым статистическим данным. Более 76% мировой задолженности приходятся на пять ведущих промышленно развитых стран: США, Японию, Германию, Францию, Великобританию. При этом рынок государственных долговых обязательств США является самым крупным в мире. Его объем увеличивается быстрыми темпами и составляет 45% мирового рынка государственных долговых инструментов. Однако необходимо отметить, что на внешнюю задолженность приходится всего 28 % долговых обязательств – т.е. порядка 5 трлн. долл., остальные же 72 % страна должна частными юридическими и физическими лицами и, в первую очередь, резидентам США.

Одобрив увеличение планки государственного долга, Конгресс согласился с запланированными расходами правительства, хотя это согласие имеет временный характер. Так, новый потолок будет достигнут уже в феврале 2014 г., ибо темпы его роста ужасающи. По сообщению The Wall Street Journal со ссылкой на распространенный 17 октября пресс-релиз американского министерства финансов, государственный долг США официально превысил $17 трлн долл., лишь за один день увеличившись на $328 млрд долл.

Необходимо отметить, что основной поток денежных средств бюджета будет направлен в социальную сферу, которая даже в будущем не принесет никаких доходов для страны. Затраты на экономику составляют лишь немногим более 200 млрд. долл., а 600 млрд. долл. планируется потратить на военные цели. Вопрос: как будут возмещаться Соединенными Штатами столь грандиозные заимствования? Из каких источников правительство планирует компенсировать свои затраты? С точки зрения классической теории финансов в стране должно произойти повышение налогов, рост инфляции или продолжение наращивания государственного долга, оплачивать который уже никто не будет в принципе, хотя официального объявления дефолта не произойдет, а принудить США погасить долги невозможно в силу существующей защитной меры в виде государственного суверенитета.

Однако это лишь видимая часть айсберга. В действительности США рассчитывают на еще один источник доходов. Как не парадоксально он носит военный характер: развитие военно-промышленного комплекса и расширение рынка сбыта собственной военной продукции, увеличение доходов от продажи оружия сторонам вооруженных конфликтов, оплата услуг военных консультантов и миротворцев за счет международных и иностранных фондов, установление военного и экономического господства. Однако, несмотря на эти амбиции, они не приносят тех дивидендов, которые могли бы покрыть военные затраты США или хотя бы приблизиться к их объемам.

Государство, не подвергавшееся внешнему нападению уже на протяжении более чем семидесяти лет (будем считать нападение японцев на Перл-Харбор 7 декабря 1941 г. отправной точкой), имеет самый большой в мире военный бюджет и находится в перманентном состоянии военных операций, большинство из которых проводится на весьма удаленных от США территориях и континентах. Примечательно, что в этих условиях камнем преткновения в последнем бюджетном кризисе выступали отнюдь не завышенные военные расходы, а социальная сфера.

Таким образом, вне зависимости от политической принадлежности руководство США признает и приветствует ведение активных дорогостоящих военных действий под прикрытием миротворческих операций с целью извлечения немалого дохода для страны. Не успели утихнуть страсти по бюджету, как тут же представитель Госдепа Джен Псаки в официальном заявлении ведомства выступил с осуждением затянувшейся осады в пригородах столицы Сирии и требованием получения немедленного и полного «гуманитарного доступа» в регион.

Еще в самом начале иракской войны правительство Дж.Буша-младшего утверждало, что расходы на нее покроют доходы от иракской нефти. Такие же прогнозы делались и в отношении войны в Ливии и Сирии. Однако расчеты теоретиков не находят своего фактического подтверждения. Ни один военный конфликт, в разрешении которого участвовали США, не принес до сих пор в бюджет страны ни одного доллара фактического дохода. Американцам приходится надеяться только на долгосрочную перспективу, которая с каждым годом откладывается на неопределенное время. А пока американский налогоплательщик вынужден в ситуации кажущегося благополучия оплачивать затраты на бесполезные войны в странах Востока и вкладываться в эфемерные планы правителей для отсрочки неотвратимого дефолта США, ибо государство никогда не сможет вернуть больше, чем оно производит. Долг США достиг не только 17 трлн долл., но и превысили 106 % ВВП, следовательно быстро расплатиться с такой задолженностью государство не может в принципе. И если внешний долг еще может быть прощен Америке, то частному кредитору, физическим лицам и организациям, правительство вряд ли когда вернет причитающиеся им 12 трлн долларов.

Поэтому «благополучие Америки», о котором власти заявили 17 октября 2013 г., слишком шатко. И расплачиваться за грандиозные планы Америки будут именно ее граждане, так грубо обманутые властью.

Рыжкова Екатерина, кандидат юридических наук, доцент МГИМО (У) МИД РФ, специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».