12.10.2013 Автор: Эльдар Касаев

Россия – Турция: нерешенные проблемы. Часть 1

7547Экономическое партнерство России и Турции стремительно набирает ход. Тем не менее, препятствия на этом пути остаются. Одной из перспективных целей Москвы и Анкары является существенное увеличение товарооборота и прямых иностранных инвестиций в экономики друг друга. Достичь этого стороны намерены посредством реализации различных государственных стратегий и программ, рассчитанных на средне — и долгосрочный период.

В протоколе 12-го заседания Смешанной Российско-турецкой межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству указано, что создание благоприятных условий для взаимной торговли в целях достижения 100-миллиардного товарооборота (по данным турецкой статистики, в 2012 г. товарооборот составлял более 33 млрд долларов) стали основными направлениями взаимодействия двух стран. Сторонами подписана двусторонняя программа торгово-экономического сотрудничества на 2012–2015 гг.

Документ носит индикативный характер и является своего рода отраслевой «дорожной картой», определяющей совместную стратегию партнерства в таких сферах как энергетика, промышленность, сельское хозяйство, туризм, региональное сотрудничество, транспорт, финансово-банковское сотрудничество. Программа призвана способствовать дальнейшему созданию благоприятных условий для реализации делового потенциала Москвы и Анкары.

Несмотря на принятие этого документа и договоренности, достигнутые по итогам заседания межправкомиссии, запланированное властями двух стран утроение нынешнего объема ежегодного товарооборота, скорее всего, не будет достигнуто через 3 года. Для этого потребуется еще, как минимум, 5–7 лет.

Степень интереса России к турецкому рынку ограничивается лишь масштабными проектами, дивиденды от которых могут быть получены в долгосрочной перспективе. Может случиться ситуация, при которой Москва вообще не получит ожидаемой отдачи. Ведь Анкара вполне способна переориентироваться с одного проекта на другой, исходя из собственных геополитических и экономических интересов.

Достаточно вспомнить историю с газопроводом «Набукко», который был ничем иным как визави «Южному потоку». В российских интересах значилось развитие последней магистрали, а первая была важна Европе и США, которые на протяжении долгого времени пытаются ослабить мощь российских «энергетических мышц». Первоначально Турция, выступая на стороне Запада, активно лоббировала продвижение «Набукко», что всерьез настораживало Москву. Однако через некоторое время, поняв крайне низкую рентабельность этого некогда одного из самых популярных проектов последних лет, перешла на сторону России и присоединилась к другому проекту. В Москве было подписано соглашение, разрешающее прокладку «Южного потока» через исключительную экономическую зону Турции в Черном море.

В ответ на это Россия снизила цены на природный газ, который покупает Турция в рамках контрактов «бери или плати». В 2013 г. Анкара приобретет дополнительно 3 млрд куб. м невостребованного сырья из уже существующего газопровода. Стороны выразили готовность к развитию сотрудничества по экспорту газа и обсуждению вопросов по увеличению его поставок из России в Турцию по газопроводу «Голубой поток» или по трансбалканской магистрали.

По договору с Россией турецкая сторона обязуется или покупать установленный объем «голубого топлива» к определенному сроку, или выплачивать его стоимость, если даже она не нуждается в нем к этому сроку. Первоначально данные условия устраивали турок, но с расширением других источников поступления газа, а также понижением спроса на него внутри страны, такого рода сделки стали невыгодными для Анкары.

Таким образом, заключив вышеупомянутое соглашение по «Южному потоку», Турция, прежде всего, позаботилась о собственных интересах. С одной стороны, она улучшила свои перспективы стать важным транзитным узлом Европы и Азии, а с другой — смогла обеспечить более благоприятные условия выплаты своих задолженностей по природному газу.

Становится понятным, что развитие двусторонних отношений в энергетической сфере будет строиться на основе стратегических планов государств в конкретный период времени. При этом уповать на достигнутые ранее договоренности не стоит, поскольку, как показывает практика, они вполне могут корректироваться в соответствии с повесткой дня. Ситуация с «Южным потоком» и «Набукко» – яркое тому доказательство.

Эльдар Касаев, специалист по инвестициям в энергетику стран Ближнего Востока и Северной Африки, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».