27.09.2013 Автор: Петр Львов

Сирия и СБ ООН : выход из тупика или ловушка для России?

336919373_fc124d8c14_b-635x357Судя по последней информации из Нью-Йорка, резолюция Совета Безопасности по сирийскому химическому оружию согласована всей «пятеркой» его постоянных членов. СБ ООН может провести голосование по резолюции об уничтожении химоружия в Сирии уже в пятницу, сообщил журналистам в четверг постпред России при этой организации Виталий Чуркин. По его словам, голосование возможно, если к пятнице будет вынесено решение исполкома Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО), в который также подан проект по химоружию в Сирии. «Мы надеемся, что, согласно процедуре, исполком ОЗХО может принять решение в течение 24 часов. Если это произойдет в Гааге вечером завтра, то есть в 3-4 часа после полудня тут в Нью-Йорке, то мы сможем проголосовать в восемь вечера» (прим.- в Москве это будет уже 4 утра в субботу), — сказал Чуркин. По словам постпреда, на этих консультациях Россия и США представят согласованный ими проект резолюции по химоружию в Сирии. На голосовании, по информации Чуркина, будут глава МИД РФ Сергей Лавров и другие министры, которые продлили свое пребывание в Нью-Йорке на сессии ГА ООН.

Тем временем в ОЗХО в Гааге ожидается принятие решения, касающегося плана уничтожения отравляющих веществ в Сирии, в том числе зарина, примененного 21 августа под Дамаском. Группа инспекторов ООН уже вернулась в Сирию, чтобы продолжить расследование и других случаев применения химоружия.

26 сентября после встречи с госсекретарем США Джоном Керри в штаб-квартире ООН глава МИД России Сергей Лавров заявил, что Москва и Вашингтон окончательно согласовали проект резолюции Совбеза ООН по химическому разоружению Сирии. Согласован также проект решения Организации по запрещению химоружия (ОЗХО), касающийся постановки под международный контроль химических запасов Сирии. Госсекретарь Дж.Керри подтвердил позднее, что резолюция действительно согласована с Москвой, однако, по его словам, текст проекта будет дорабатываться.

Совершенно очевидно, что Вашингтон до конца отстаивает свое требование включить Главу 7 Устава ООН, предусматривающую возможность применения силы. По словам С.Лаврова, проект резолюции СБ ООН не будет предусматривать применение силы против Сирии, так как резолюция не будет приниматься по 7 главе Устава ООН. Проект резолюции также призывает к сотрудничеству не только власти Сирии, но и оппозицию. Хотя в принципе, полностью Глава 7 не отметена в сторону, и, в случае нарушений обязательств по уничтожению ХО, СБ ООН вернется к рассмотрению вопроса уже возможно и по этой главе. Так что Москве пришлось уступить Вашингтону, хотя многие позиции удалось отстоять. Главное теперь – в американской интерпретации резолюции, поскольку, как известно, резолюцию СБ 1441 по Ираку (ноябрь 2001 года) США использовали для агрессии против Багдада без повторного обсуждения его действий в отношении разоруженческих инспекторов, но со ссылкой на упоминание Главы 7 в этом решении.

И сейчас эти разногласия в трактовках С.Лаврова и Дж.Керри явно остаются — США настаивают на возможности силовых мер против Дамаска в случае выявления нарушений резолюции, а Россия считает, что они могут быть приняты только после дополнительного обсуждения в СБ ООН.

Но вопрос не только в этом, а еще и в другом, более важном: а что все-таки скрывается за решением Вашингтона на данном этапе воздержаться от военной операции против Дамаска? Конечно, в середине сентября с.г. США были не готовы к ней в плане нанесения решающего удара по режиму Б.Асада. Естественно, Обама был вынужден принять во внимание общественное мнение внутри своей страны и позицию Конгресса. Понятно, что и внешние факторы работали против войны. Но, по мере поступления информации из конфиденциальных источников в США, Великобритании и из стран Ближнего Востока, становится понятным и другое. Ведь ни один здравомыслящий политик или аналитик не может допустить даже мысли о том, что Вашингтон и его главный региональный союзник в лице Саудовской Аравии готовы отдать лавры победителя и триумфатора в сирийском вопросе Москве, и тем более президенту В.Путину, при этом позволив режиму Б.Асада раздавить мятежников и остановить американо-ваххабитскую экспансию в регионе. Ведь в этом случае обе страны не смогут прибрать к рукам более «жирные куски» — Иран и Ирак, которые обладают гигантскими ресурсами нефти и газа, и по своим естественным параметрам (населению, территории и т.д.) являются ключевыми региональными игроками не только в зоне Персидского залива, но и всего Ближнего и Среднего Востока. А Иран, вдобавок, на сегодня является единственной реальной потенциальной угрозой безопасности Израиля, обладая продвинутой ядерной программой.

Поэтому, кто бы чего не хотел, но «тройка» в лице США, Саудовской Аравии и Израиля просто не могут оставить Б.Асада в покое, тем самым дав Тегерану возможность укрепить свои позиции на Ближнем Востоке.

Отсюда — изменение модели поведения по отношению к САР. Теперь американцы просто втягивают Россию в сирийские дела, чтобы Москва настолько завязла в Сирии, что ей было бы не до возможных закулисных контактов между Вашингтоном и Тегераном (а такие уже начались), и не до активной политики в Центральной Азии с ее солидным энергетическим потенциалом (нефть и газ Туркменистана, Казахстана и Узбекистана), где Россию быстро вытесняют Турция и Китай. Да и после ухода войск НАТО из Афганистана Москве придется бросить все силы на борьбу с афганским наркотраффиком, который просто уничтожает РФ изнутри, убивая ее молодое поколение.

А Сирия – это ведь новый Афганистан или Ирак, куда легко войти, но откуда трудно выбраться. Завязнув в САР, Россия будет серьезно скована в своих действиях на других южных рубежах. Не говоря уже об угрозе радикальных исламистов, которые готовы воевать против РФ и на Северном Кавказе, и в Сирии. А тем временем, если США выведут из сирийской игры Иран и Ирак, и их нефть без всяких ограничений станет поступать на мировой рынок, российская экономика, основанная на углеводородном компоненте, просто не выдержит. Тем более если Саудовская Аравия выбросит на европейский и азиатский рынки дополнительное количество нефти, а Катар – сжиженного газа. Достаточно вспомнить, что сделали с СССР США и КСА при президенте Рейгане, когда в середине 80-х годов обрушили мировой рынок нефти, резко снизив цены на нее и сделав вброс огромного количества «черного золота». Советская экономика не выдержала, а через несколько лет Советский Союз просто развалился. Не эту ли участь готовят России сейчас в Вашингтоне, Эр-Рияде и Дохе, отказавшись, пусть временно, от реализации планов грубого военного вмешательства в Сирию?

Вот поэтому рано радоваться нашим дипломатическим победам по САР, будь то Женевские соглашения или резолюция СБ ООН. Надо четко просчитать стратегическую перспективу от участия в сирийском конфликте. До сих пор президенту В.Путину это удавалось. Помогая Дамаску, в том числе оказывая военную поддержку и ведя работу по организации внутрисирийского примирения, Москва тем не менее не влезала напрямую в Сирию, что, видимо, предстоит сделать для обеспечения ликвидации арсеналов химоружия, в том числе путем направления туда вооруженных контингентов для защиты международных инспекторов. Над этим стоит хорошо подумать и, скорее всего, предложить идею международных сил под флагом ООН для этой цели. Иначе наши солдаты станут легкой мишенью сирийских боевиков, а заодно и тех северо-кавказских террористов, которые воюют в САР на стороне «Аль-Каиды» и «охотятся» за россиянами, занимающимися оказанием Сирии военной и экономической помощи.

Как говорится – «семь раз отмерь, родин раз отрежь». Хочется верить в прозорливость нашего президента, который до сих пор легко разгадывал все коварные планы и ловушки Запада и ваххабитских режимов. Как говорится — «не на того напали!». И, помимо Сирии, нужно внимательно следить за тем, как Запад потихоньку начинает заигрывать с Тегераном. А заодно и помочь Ираку в становлении его независимости после 7 лет американской оккупации. Союз Ирана, Ирака и Сирии с опорой на Россию способен сорвать любые стратегические планы аравийских шейхов и американских «мозгов», даже если их движущей силой является «всемогущий» саудовский принц Бандар!

Петр Львов, доктор политических наук, специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».