EN|FR|RU
Социальные сети:

Израильско-палестинские переговоры

Александр Ефимов, 25 сентября

https://www.fundaesq.org/?p=4458Создается устойчивое впечатление, что возобновившиеся под давлением Вашингтона израильско-палестинские переговоры о «мирном урегулировании» едва начавшись, зайдут в тупик. Ведь между позициями двух сторон сохраняется дистанция огромного размера. Об этом, в частности, свидетельствуют результаты обследования общественного мнения, проведенного израильским социологическим институтом «Маагар мохот» по заказу тель-авивской газеты «Маарив». Можно сразу сказать, что основная идея переговоров «территории в обмен на мир» терпит крах. Преобладающая часть израильского общества все больше дрейфует вправо и ничего не желает слышать о мире и о создании Палестинского государства. О политической культуре многих израильтян говорит тот факт, что, судя по опросу, многие израильтяне вообще никогда не слышали о мирных соглашениях в Осло. 27 % опрошенных вообще не знали, что за соглашения были заключены 20 лет назад.

Напомним, некоторые наиболее важные договоренности. Основная их суть заключалась в соглашении о том, что силы Израиля будут выведены из частей сектора Газа и Западного Берега, а на освобожденных израильскими силами территориях будет создана Временная Палестинская самоуправляемая администрация. Эта Администрация должна была существовать 5 лет, в течение которых планировалось начать переговоры об окончательном урегулировании конфликта. Израиль обязывался предоставлять временное самоуправление палестинцам постепенно в ходе нескольких фаз. Наряду с принципами, обе делегации подписали Декларацию о Совместном Признании — израильское правительство признало ООП как легитимного представителя палестинского народа, а ООП вновь признала право Израиля на существование и отказалась от терроризма и других видов насилия (впервые подобные заявления ООП сделала в 1988 году). Целью израильско-палестинских переговоров было создание Временной Палестинской самоуправляемой администрации, которая бы представляла из себя Совет, выбранный палестинским населением Западного Берега и Газы. Существование этой администрации должно было продолжаться не более 5-ти лет и закончиться окончательным урегулирование палестино-израильского конфликта на основе резолюций СБ ООН 242 и 338, которые являлись интегральной частью всего мирного процесса. Переговоры об окончательном урегулировании должны были начаться как можно раньше и затронуть проблемы Иерусалима, палестинских беженцев, еврейских поселений, вопросов безопасности, границ, отношений и сотрудничества с соседними странами и другие вопросы представляющие обоюдный интерес. Пятилетний переходный период должен был быть начат с момента вывода израильских войск из Сектора Газа и района Иерихона. С целью обеспечения самоуправления палестинским народом в согласии с демократическими принципами, договорённости предусматривали всеобщие свободные выборы в Совет Временной администрации. Юрисдикция этого совета должна была распространяться на территорию Западного берега и Сектора Газа, за исключением вопросов, которые были оставлены для переговоров об окончательном урегулировании. Обе договаривающиеся стороны рассматривали Западный берег и Сектор Газы как единую территориальную единицу. Соглашение предусматривало передачу контроля в области образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения, налогообложения и туризма от Армии обороны Израиля палестинским властям. Палестинскому совету предписывалось создать сильные полицейские силы, в то время как Израиль сохранял за собой ответственность за внешнюю оборону. Предусматривалось создание израильско-палестинской комиссии по кооперации, целью которой должно было быть развитие и внедрение совместных программ, определённых в протоколах, приложенных к соглашению. Израильские войска на Западном берегу и в Секторе Газа должны были быть передислоцированы и выведены из густо населённых районов. Декларация о Принципах должна была вступить в силу через месяц после её подписания. Протоколы и дополнительные соглашения, подписанные вместе с декларацией, должны были считаться её частью.

Для многих израильтян, подписанные в Осло соглашения между Израилем и ООП, стали уже давней историей, причем историей практически забытой. 40 % опрошенных (из числа тех, кто знал, что представляли собой эти соглашения) заявили, что они выступали в свое время против их подписания. А 57 % опрошенных заявили, что, по их мнению, подписанные в Осло соглашения нанесли Израилю ущерб с политической, военной и экономической точек зрения.

Однако в политическом отношении гораздо существеннее то обстоятельство, что 53 % опрошенных израильтян заявили, что они не поддержали бы сейчас соглашение с палестинцами, если бы оно включало в себя отступление Израиля с Западного берега р. Иордан (из Иудеи и Самарии, пользуясь израильской терминологией), даже в том случае, если бы палестинцы согласились признать Израиль в качестве еврейского государства и отказались бы от требования права на возвращение беженцев. С учетом того, что нынешнее израильское руководство уже заявило о своем намерении выдвинуть предполагаемое соглашение с палестинцами (если и когда оно будет достигнуто) на обсуждение общенационального референдума, а палестинское руководство не проявляет при этом ни малейшей готовности признать Израиль в качестве еврейского государства и отказаться от права на возвращение палестинских беженцев, достижение израильско-палестинского соглашения представляется крайне мало реальным. Надо учитывать и тот факт, что на протяжении последних двух десятилетий число еврейских поселенцев на оккупированном Западном берегу стремительно возрастало. И это происходило при явной гласной и негласной политике израильских властей. На сегодняшний момент доля израильтян среди общего населения западного берега уже превысила 20 % и продолжает возрастать, причем в некоторых районах израильтяне численно преобладают.

Такое изменение демографической ситуации в сочетании с разочарованием большинства израильтян в результатах «мирного процесса» не могли не повлиять на их отношение к гипотетическим территориальным уступкам. Дополнительным фактором стало очевидное обострение ситуации в граничащих с Израилем арабских государствах (прежде всего, в Сирии и Египте), ставящее под сомнение целесообразность и значимость любых мирных договоров с соседями Израиля в обозримом будущем.

Нельзя пройти мимо еще одного обстоятельства. Создается впечатление, что правительство Биньямина Нетаньяху сознательно обрекло себя на крайне резкую критику со стороны значительной части израильтян, приняв решение освободить в качестве «жеста доброй воли» более ста содержавшихся в израильских тюрьмах палестинских террористов. Этим шагом оно хотя бы временно отвлекло внимание американцев от продолжения израильского строительства в поселениях и в еврейских кварталах Восточного Иерусалима.

Однако можно предполагать, что «достаточно скоро, как отмечает израильский политолог В. Чернин, очередной тур израильско-палестинских переговоров окончательно зайдет в тупик, и США потребуют от Израиля новых «жестов доброй воли» (прежде всего замораживания строительства в поселениях Западного берега р. Иордан и в Восточном Иерусалиме), «жестов», на которые, учитывая нынешние настроения израильского общественного мнения, правительство Биньямина Нетаньяху едва ли сможет пойти». Все вышеизложенные факты и соображения позволяют прийти к однозначному прогнозу, переговоры зайдут в тупик и станут еще одним свидетельством провала политики США на Ближнем Востоке.

Александр Ефимов, специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».