Некоторые политологи предполагают, что угроза нанесения авиаударов по Сирии США и некоторых их европейских партнеров под предлогом использования режимом Б. Асада химического оружия связана с заинтересованностью американских военных корпораций или замыслом захвата контроля над разведкой, добычей и транспортировкой ее энергоресурсов. Недавно небольшая геологоразведочная компания из Норвегии обнаружила в Сирии огромные запасы энергоносителей – нефти и газа. Областью богатых природных ресурсов является и район компактного расселения курдов – Сирийский Курдистан, где расположены наиболее значительные месторождения страны (самое крупное – Румейлан) и водные ресурсы. Однако точечные удары по Сирии вряд ли в одночасье приведут к перекройке границ государств Ближнего и Среднего Востока и созданию курдского государства в этническом Курдистане, о чем пишут некоторые зарубежные СМИ. Американские политики не раз подчеркивали, что распад Ирака противоречит реализации там их «демократического эксперимента». А свержение режима С. Хусейна осуществлялся далеко не для того, чтобы предоставить больше прав курдам. Вместе с тем, идею «Великого Курдистана» активно поддерживает Саудовская Аравия, рассчитывающая на распад Ирака на три независимых государства (шиитов, суннитов и курдов). Основой этого суждения послужили сообщения из Иракского Курдистана, в которых некоторые курдские политики высказывались в пользу сецессии, а не федерализма. По мнению некоторых иранских СМИ, это вписывается в долгосрочные планы американской администрации.
Салех Муслим, руководитель Партии демократического единства (ПДЕ), контролирующей часть Сирийского Курдистана, заявил, что сомневается в том, что Б. Асад использовал химическое оружие, поскольку сирийский президент находится под пристальным вниманием международных наблюдателей, а в пригороде Дамаска работают эксперты ООН по химоружию. Вместе с тем, он отметил, что в стране есть силы, поддерживающие иностранную интервенцию в Сирию и обвинения Б. Асада в якобы применении правительственными силами химического оружия, чтобы с помощью Запада военным путем свергнуть нынешний сирийский режим.
Военные акции США могут ослабить сирийский режим, еще более обострят межобщинные противоречия, а также усилят активность исламистских группировок. В этой ситуации США будут искать опору среди алевитов и курдов, намеренных сохранить свой самоуправляющийся район.
Как в прошлом, так и сегодня в американской внешнеполитической практике используется как экономическая, так и военная тайная помощь повстанцам, подталкивая их к свержению или подрыву антиамериканского правительства. В подобных акциях повстанцы использовались как «средство для устранения контрпродуктивного направления американской интервенции». Так, например, США использовали курдов как «акторов без государства» (not-state actor), поскольку они занимали автономную позицию по отношению к местным режимам. Вашингтон никогда не ставил перед собой задачи глобального решения курдского вопроса. Курдский фактор служит ему лишь средством создания условий, будь то в Ираке или Сирии, для восполнения своей энергетической потребности.
Сегодня Соединенные Штаты в своих региональных стратегических интересах поддерживает, в частности, некоторую часть курдской оппозиции. Его доверием пользуется, например, Совет Национального Сопротивления (СНС), созданный в Стамбуле в 2011 г., который объединяет не только курдов, но и происламские силы и арабских националистов. Поддерживающие политику Запада в сирийском кризисе политические силы могут использовать курдов, разделяющих позиции СНС, и спровоцировать их на разжигание широкого антиправительственного мятежа. При этом некоторые политологи призывают сирийских курдов пойти на сближение с Западом, поддержать силовое смещение баасистского режима с целью в перспективе добиться автономных прав. Западу и Израилю, по их мнению, выгодно поддержать курдов, поскольку этнографический Курдистан может служить буфером от любой региональной угрозы, например, в сдерживании активности Ирана.
Однако эти взгляды не разделяют курды, объединенные в Курдский Национальный Совет (КНС), выступающий против иностранного вмешательства в дела Сирии. Этот блок ратует за установление в стране демократического режима, способного разрешить требования курдов – создать провинции в Камышлы и Африне, выдать всем курдам индификационные свидетельства, признать курдский язык вторым официальным языком, гарантировать права курдов в конституции и т. д.
Возможное нанесение точечных ударов американскими ракетами по правительственным объектам в Сирии вряд ли сможет радикально изменить этнополитическую карту этой части Ближнего и Среднего Востока. Они только усилят охвативший страну хаос и усугубят и без того тяжелое положение сирийского народа, в том числе и курдов. Тысячи сирийских курдов пересекают сирийско-иракскую границу в поисках убежища в Иракском Курдистане, создавая проблемы иракским курдам для их обеспечения. Поддерживающая агрессивные планы США и их европейских партнеров Турция, член НАТО, всеми средствами будет стараться не допустить подъема движения турецких курдов. Турецкое руководство отрицает существование «Турецкого Курдистана», недавно запретило использовать слово «Курдистан» в названии молодежной организации, поскольку в этои усматривает поддержку находящейся вне закона Рабочей партии Курдистана, возглавляемой А. Оджаланом, начавшим в марте нынешнего года процесс мирного решения курдской проблемы в Турции. Турецкое руководство озабочено сохранением территориальной целостности и суверенитета своей страны. Те же цели преследует и Иран.
В этих сложных условиях курды Сирии и Ирака будут всеми силами стараться сохранить свои достижения. Тяжелое положение сирийских курдов провоцирует иракских и турецких курдов подключить свои вооруженные подразделения для их защиты. Однако они пока отказываются от этого, чтобы не вовлечь этнический Курдистан (да и весь регион Западной Азии) в широкомасштабный вооруженный конфликт. Иракские курды, в частности, не планируют военное вторжение на территорию Сирии, поскольку сирийские курды, по их мнению, сами способны себя защитить. Но они готовы оказывать им иную помощь, например, по приему беженцев, поток которых в случае сохранения напряженности только будет увеличиваться.
Курды этнического Курдистана пока придерживаются сдержанности с целью предотвращения начала этноконфессиональной бойни, способной привести к их уничтожению как этноса. Они выступают за разрядку международной напряженности и поддерживают проведение конференции по Сирии в Женеве.
Курды сомневаются в помощи решения курдского вопроса со стороны европейского сообщества, и еще меньше – со стороны США. Они хорошо помнят, как Генри Киссинджер, действуя от администрации Р. Никсона и Л. Форда, поощрял курдское восстание в 1974 г., а затем прекратил всякую помощь, когда это перестало быть выгодным американцам. Курды потерпели жестокое поражение. И это усиливает недоверие курдов к США и их европейским партнерам. Однако говорить о формировании сегодня курдского антиамериканского подполья пока не приходится. Хотя многие курдские организации выступают против американской интервенции, но они заинтересованы в установлении демократических режимов, способных услышать запросы курдского населения. Так, например, руководители организации иранских курдов Комала (Революционная партия трудящихся Курдистана) заявляли, что не поддерживают войну Запада с Ираном, но если начнутся боевые действия, то курдские организации выступят против поддержки правящего режима.
В целом, удары по Сирии не создадут преимуществ для курдов, но могут ввергнуть их в более острую и ожесточенную борьбу с исламистами.
Ольга Жигалина, доктор исторических наук, заведующая сектором курдоведения и региональных проблем, главный научный сотрудник Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН, специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».