Пока многие СМИ, прежде всего российские, громко бьют в литавры об успехах российской дипломатии в Женеве над силовой линией США после завершения встреч мининдел РФ С.В.Лаврова и госсекретаря США Дж.Керри, где была заключена «сделка» по химоружию Сирии в обмен на «подвешивание» американской акции против Дамаска, стоит ли так рано радоваться этой победе Москвы? Да, время удара отсрочено. Да, формально женевские соглашения о постановке под международный контроль сирийских запасов ХО и средств его производства достигнуты на базе российской инициативы. Да, налицо мирная передышка. Но что дальше? И кто кого переиграл? Возникает вопрос – неужели американская дипломатия так легко уступила Москве, и войны против Сирии удалось избежать?
А вот тут, если внимательно все проанализировать, картина выглядит несколько иной. Ведь по-существу, пока только есть договоренности относительно уничтожения химического арсенала САР. Неделя отводится на передачу сирийцами всей полноты информации о запасах ХО, а до середины 2014 года все они должны быть уничтожены. Но ведь эти сроки нереальны. Достаточно вспомнить историю с химоружием Ирака. Спецкомиссия ООН почти 5 лет совместно с иракцами производила оценку потенциала и запасов ХО, а потом уничтожала их. Но даже и после этого СБ ООН так и не смог закрыть химическое досье Багдада. А тут на все дается неделя, а потом лишь еще несколько месяцев. Не успеет Сирия – и вот повод для обвинений в нежелании сотрудничать, в сокрытии запасов ХО. Уже сейчас в прессе можно читать различные домыслы о начавшемся перемещении сирийского химоружия в Ливан и Ирак для его сокрытия. Вот и повод для Вашингтона вернуться к варианту силовой операции. А если еще мятежники и провокацию учинят, применив ХО на сирийской территории или ударив им по Израилю с подконтрольной правительству территории? Тут уж в военной операции США можно не сомневаться.
И что важно – Вашингтон добился уничтожения химического потенциала САР без силовой акции, не потеряв ни одного пилота, не выпустив ни одной ракеты. Причем с помощью России. И даже на основе ее предложений. А без химоружия Сирия совсем не опасна, так как эта страна лишается возможности провести «акции возмездия», если все-таки американцы начнут против нее военную операцию. Так как ее военный потенциал будет подорван. Кроме того, благодаря Женеве спасена репутация Обамы, причем тоже с помощью России. Конечно, даже ради 2-х недель мирной передышки это стоит того, но только если в последующем президент США не использует это спасение «лица» на мобилизацию союзников по НАТО и обработку членов Конгресса заново. Ведь сейчас он может начинать свои игры вокруг САР по новой, причем с имиджем чуть ли не миротворца.
И что очень важно – а что взамен получили Москва и Дамаск? Ведь накануне женевской встречи президент В.В.Путин очень ясно дал понять в своем телеинтервью – Сирия должна передать под международный контроль свое химоружие при ответном ходе Вашингтона в виде отказа от военной операции. Российский лидер четко высказался против односторонних уступок. Но в Женеве произошло как раз именно это. Если Сирии выдвинуто множество жестких условий и требований, в том числе строго обозначенных по времени выполнения, то что-то никто не услышал от США обязательства отказаться от силовой акции. О ее отсрочке было сказано, а вот об отказе и гарантиях Сирии – ни слова. Более того, Обама почти сразу же завил о сохранении в регионе мощной группировки военно-морских и военно-воздушных сил на случай, если придется вернуться к военному варианту. И он, как и Керри, ничего не сказали о прекращении военной помощи мятежникам, которые кстати, в лице командования Сирийской свободной армии тут же раскритиковали женевскую сделку. А зря.
Ведь в женевские договоренности не входит пункт о прекращении боевых действий повстанцев против правительственных войск. И ничего не говорится о начале внутрисирийского мирного процесса. А как можно проводить ликвидацию ХО, если в стране идет война, причем многие склады с химоружием находятся в непосредственной близости от районов боевых действий? Так что равноправие в сделке не очень-то проглядывается. И угроза военной акции против Дамаска лишь отодвинута на некоторое время, а не устранена. Так что зря недовольны Женевой в Саудовской Аравии и Катаре. Если бы там умели все просчитывать, то поняли бы, что в реалии достигнутые договоренности и мирная передышка играют на руку США и их союзникам, а вовсе не Сирии и России, которые становятся теперь заложниками американской трактовки того, выполняет ли сирийская сторона условия договоренности, или нет (если только там не догадываются о сути «сделки», и просто играют на внешнее потребление, помогая тем самым Вашингтону).
А в это время мятежники получили возможность укреплять свои силы за счет притока наемников извне, в основном из арабских стран, которые продолжают «обучение» в Иордании инструкторами ЦРУ, и за счет продолжения поставок оружия извне. Это даст им возможность нарастить для наземного наступления группировки боевиков на главных направлениях – Дамаске, Алеппо, районе сирийско-ливанской границы, Латакии и т.д. И если США нанесут воздушные удары, то их поддержат с земли уже усиленные силы повстанцев. А по состоянию на 9 и 11 сентября такого не было, и ракетный удар по точечным целям не переломил бы соотношения сил между режимом и оппозицией. Возможно, следует согласиться с теми, кто говорит – пусть бы Обама совершил ошибку тогда, ничего не добившись, кроме протестов в мире и в самих США. И на вторую операцию у него бы уже не было сил. Тогда все делалось поспешно, а сейчас Вашингтон, их союзники и мятежники могут спокойно и основательно подготовиться к такому удару, от которого режим Б.Асада может реально зашататься.
И, наконец, самое главное, что упустили практически все аналитики и обозреватели. Это – закрепление женевских договоренностей в будущей резолюции СБ ООН. А она будет приниматься по 7-й главе Устава ООН, то есть разрешит автоматически использовать силу, если США сочтут, что Дамаск нарушил положения резолюции. И никакой второй резолюции, отдельно санкционирующей применение силы уже не надо, что и требуется Вашингтону. То есть произойдет международная легитимизация через механизм СБ ООН возможной агрессии США против суверенной САР. А раз уж ООН дает согласие, причем автоматически, то зачем спрашивать согласие Конгресса? Ведь существует примат международного права над внутренними законами! Да и не станет Конгресс противостоять Обаме при наличии резолюции Совета Безопасности, да еще разработанной и принятой при участии России и Китая. Остается, правда, надеяться, что у наших дипломатов хорошая память на такие уловки американцев. Ведь в свое время, не став ветировать, РФ «пропустила» резолюцию 1441 СБ ООН в ноябре 2002 года, которая затем была использована для вторжения и оккупации Ирака под предлогом того, что Багдад не сотрудничает с ооновскими инспекторами в сфере уничтожения ОМУ, в том числе химоружия. Еще более свежий пример – резолюция СБ ООН о введении бесполетной зоны против Ливии в марте 2011 года под предлогом того, что она должна воспрепятствовать авиации Каддафи бомбить силы мятежников. Москва тогда тоже «пропустила» эту резолюцию, не применив право вето. Поверила на слово обещаниям Запада и НАТО. Нашла кому верить! А западно-ваххабитская коалиция уже через несколько часов после принятия вышеупомянутой резолюции начала планомерно уничтожать ВВС, ПВО и бронетанковые войска Ливии. И режим Триполи через несколько месяцев пал.
Так что остается только надеяться на то, что условие В.В.Путина о том, что сделка по химоружию САР не должна быть односторонней, будет главным ориентиром для тех российских дипломатов, которые будут работать над текстом проекта резолюции СБ ООН. И в эту резолюцию просто необходимо включить конкретные обязательства США не наносить удары по Сирии, если только все члены Совета Безопасности не сочтут, что Дамаск действительно обманывает, и не проголосуют за другую резолюцию – уже о применении силы.
И еще, что очень важно. Как-то не очень верится, что США, и особенно Саудовская Аравия, Катар и Турция позволят России одержать победу по сирийскому вопросу. Не потому, что они плохие или злые, имеют «империалистические» или «нео-колониалистские амбиции», навязывают ваххабитский халифат или османскую империю арабскому миру и т.д. Все это идеология и пропаганда. В данном случае речь идет о решении чисто прагматической задачи, которая формулируется просто – «Асад должен уйти». Вашингтону и Эр-Рияду не нужна нынешняя Сирия с ее режимом. В таком виде эта страна – помеха для достижения цели стратегического порядка – ликвидации правящего режима в Иране, который не дает США и Саудовской Аравии реализовать замыслы по установлению полного господства над энергетическими ресурсами Персидского залива.
Так что в миролюбие Обамы не верится. И Женева, если подходить не эмоционально, а с просчетом на перспективу – это еще далеко не победа Москвы, а скорее временная уступка Вашингтона с целью нейтрализовать Россию уже в ближайшем будущем. Поэтому, отдавая должное российскому предложению по сирийскому ХО и упорной работе С.В.Лаврова, нужно отдать должное и мастерству американской дипломатии, которая вовсе не уступила и не проиграла. Пока счет равный – 1:1. И все зависит от того, учтут ли в Москве просчеты прошлого, как это было с Ираком и Ливией.
Так что Сирия продолжает находиться под угрозой военной операции США, и лишь ее победы над повстанцами серьезно затруднят реализацию планов Вашингтона, Эр-Рияда и их союзников.
Александр Орлов, политолог, эксперт востоковед, специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».