Ситуация вокруг Сирии серьезно обострилась после сообщений о, якобы имевшем место 21.08.2013 г., применении химического оружия в пригородах Дамаска. По информации ряда мировых СМИ, в результате пострадало более 1 тыс. человек, в том числе женщины и дети, более 300 из них скончались.
Лидер сирийской радикальной оппозиции «Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил» (НКОРС) Ахмед Джабра (Ahmad Assi Jabra) сразу же обвинил в этом сирийские власти и призвал США, и Францию к немедленному вооруженному вмешательству. НКОРС даже передала представителям НАТО список целей для бомбардировок в Сирии. В свою очередь руководители стран Запада присоединились к этим обвинениям и, не дожидаясь какого-либо расследования, выступили с угрозами военного вмешательства в Сирии.
Президент Б.Асад отверг все обвинения, назвав их «надругательством над здравым смыслом». Как с военной точки зрения, так и с политической, применение химического оружия сирийской армией является абсурдом. Сирийская армия провела ряд успешных операций, уничтожив сотни боевиков и очистив от них целый ряд районов. Поэтому в применении химоружия нет никакой военной необходимости, тем более в густонаселенных районах, где базируются части самой сирийской армии. Власти Сирии подтвердили, что найдены вещественные доказательства применения химического оружия сирийской радикальной оппозицией. Правительственное сирийское телевидение показало документальный репортаж, в котором были продемонстрированы захваченные в подземных туннелях в пригородах Дамаска, освобожденных от боевиков, компоненты химических отравляющих веществ в емкостях с маркировкой «сделано в Саудовской Аравии», а также компоненты, используемые для предотвращения поражения химическим оружием, с маркировкой «сделано в США».
Ранее Карла дель Понте, известный член Международного суда заявляла о том, что «имеется больше доказательств о применении химоружия сирийскими антиправительственными группировками». Российский МИД заявил об «абсурдности и надуманности обвинений в адрес Сирии» и инициировал проведение инспекции мест предполагаемого применения химоружия экспертами ООН, находившимися в Сирии. Тем не менее, США не дожидаясь результатов инспекции заявили, что имеют неопровержимые доказательства «виновности» сирийских властей и возможности военного вмешательства даже без санкции СБ ООН. В то же время США объявили о том, что откладывают обсуждение сирийского досье с представителями РФ, ранее намеченного на 28 августа и предполагавшего подготовку к проведению международной встрече по Сирии «Женева-2». США приступили к военным приготовлениям. К берегам Сирии стягиваются три американские авианосные группы, располагающие мощной авиацией и сотнями крылатых ракет. США поддерживают союзники по НАТО – Франция и Турция. Министр иностранных дел РФ С.Лавров предупредил США о возможных тяжелых последствиях вооруженной агрессии против Сирии, напомнив, что все «предыдущие военные вмешательства в Ираке, Ливии лишь усугубляли ситуацию, приводили к распаду государственности, усилению террористической активности в данных странах и ее распространению в регионе».
Совершенно очевидно, что пропагандистская кампания о «применении сирийскими властями химического оружия» является спланированной провокацией, направленной на срыв наметившейся возможности политического урегулирования сирийского кризиса и на то, чтобы дать повод для военного вмешательства в Сирии. Причем авторы этой провокации сделали ее очень грубо, видимо не заботясь особенно о ее достоверности и считая, что «сойдет и так», тем более, что в ней участвуют все «хозяева мира» — ведущие страны НАТО. Если вспомнить недавнюю историю, то аналогичная провокация с якобы имевшимся у режима Саддама Хусейна оружием массового поражения была организована США и Англией перед агрессией в Ираке в 2003 г. Можно привести примеры широкого применения химических отравляющих веществ самими США во время войны во Вьетнаме, в результате чего тысячи вьетнамцев до сих пор страдают различными тяжелыми заболеваниями. Необходимо признать, что подлинной целью в Сирии ведущих стран НАТО, несмотря на все их заявления о «защите мирного населения, продвижении к демократии, свободе и соблюдению прав человека», остается свержение руководства Б.Асада и возможное расчленение Сирии. Иными словами устранение Сирии, как союзника Ирана с последующим ударом по иранской ядерной программе, подавлению движения Хизбалла в Ливане, приведению к власти в Ираке сил суннитского «политического ислама» для устранения здесь шиитского проиранского влияния. Очевидно, что руководство Израиля также приняло такую позицию, считая, что главное – это разрушить блок Иран-Сирия-Хизбалла, как представляющий наибольшую угрозу для Израиля, чем возможный приход к власти в Сирии радикальных исламистов после свержения Б.Асада.
Наряду с этим угроза военного вмешательства США в Сирии имеет целью показать, «кто в доме хозяин», укрепить пошатнувшийся имидж США, как «единственной сверхдержавы» после провала американской политики в Арабском мире, основанной на поддержке сил суннитского «политического ислама». А именно, гибель американских дипломатов в Ливии в 2012 г. от рук радикальных исламистов, то есть, тех, кого поддерживали США в войне против Каддафи, поддержка отстраненного от власти в Египте исламистского президента Мурси, что вызвало критику политики США, как со стороны противников Братьев-мусульман, так и их сторонников, неспособность в течении двух лет свергнуть руками радикальных исламистов руководство президента Б.Асада, которого Б.Обама еще в 2011 г. объявил «потерявшим легитимность». Наконец, «дело Сноудена», получение им политического убежища в России, его разоблачения противозаконной деятельности американских спецслужб по электронной слежке практически по всему миру также значительно испортило имидж США, как мирового лидера и «оплота свободы и демократии». Угроза военного вмешательства в Сирии – это также продолжение глобальной политики США, направленной на разрушение государственности и раздробление региональных центров силы, не подчиняющихся американскому диктату, какими были Югославия, Ирак, Ливия и остается Сирия. В США, видимо, руководствуются извечной политической формулой, что малым странам легче навязывать свою волю.
Возможная агрессия стран НАТО против Сирии будет иметь тяжелые и непредсказуемые последствия и повлечет за собой значительные разрушения и человеческие жертвы. Учитывая, что сирийская армия является одной из самых мощных в регионе и обладает современным вооружением, для агрессора военная акция не станет «легкой прогулкой», несмотря на очевидное военное превосходство. Очевидно, что конфликт распространится на весь регион, в него будут вовлечены Иран, Ливан и движение Хизбалла, возможно, палестинские группировки, а также Ирак. Военным ударам может подвергнуться Израиль, который уже вовлечен в конфликт. Причем ответные удары по агрессору могут носить асимметричный характер, т.е., действия спецназа, террористические акции.
Россия в лице представителей МИДа проводит политику по недопущению развязывания агрессии против Сирии. Начало агрессии будет означать также полное игнорирование ведущими странами НАТО позиции России, а также Белоруссии, Китая, Ирана и стран БРИКС. Военный разгром Сирии приведет к распаду страны и распространению нестабильности, межконфессиональных столкновений и террористической активности на другие регионы, в том числе, возможно, на территорию России. В связи с этим необходимо усилить дипломатическую, политическую, экономическую поддержку Сирии, а также поставки ей вооружений в необходимом количестве с тем, чтобы само наличие таких вооружений предотвратило возможную агрессию и спасло тысячи жизней сирийцев, а также многих россиян, проживающих в Сирии.
Действия США в отношении Сирии являются циничным проявлением политики с позиции силы, гегемонизма и абсолютным игнорированием международных норм. Россия может на дипломатическом поле требовать от США документальных доказательств применения химоружия. Если их нет, необходимо ставить вопрос в СБ ООН о квалификации планируемой военной акции протии Сирии, как агрессии, и, соответственно, ее осуждения в ООН.
Борис Долгов, кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН, специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».