В последние годы в энергетической политике Саудовской Аравии — одной из самых богатых стран мира по запасам углеводородов — наметились новые тенденции. Внимание Эр-Рияда постепенно смещается от дальнейшего увеличения объема инвестиций в нефтяную и газовую промышленность в сторону экологически чистых и возобновляемых источников энергии (ядерная, солнечная), которые до последнего времени не играли сколько-нибудь заметной роли в топливно-энергетическом балансе страны. К этому руководство Саудовской Аравии подталкивают ряд объективных и субъективных факторов.
Во-первых, поступательное развитие экономики, инфраструктуры, сельского хозяйства, быстрый рост населения, повышение уровня его образованности, проблема обеспечения страны пресной водой все острее требуют увеличения производства электроэнергии. Оказалось, что использование углеводородного сырья в этих целях не всегда экономически выгодно, вредно с экологической точки зрения и имеет свои естественные пределы.
Во-вторых, КСА не может оставаться в стороне от глобализации всех мировых процессов и дальнейшего научно-технического прогресса на планете. Как ожидается, повышенный спрос на углеводороды на мировом рынке может постепенно уступить место другим, альтернативным видам энергии, таким как, например, сланцевый газ, биотопливо, солнечная, ядерная энергия и т. п. Учитываются планы по строительству АЭС в Турции, ОАЭ, Египте, других странах региона.
В-третьих, развитие ядерной энергетики и научных исследований в этой области в Израиле и у главного конкурента, если не сказать, потенциального противника Эр-Рияда в регионе в лице Исламской Республики Иран, вынуждают саудовское руководство следовать тем же путем. При этом главным аргументом в пользу форсированного развития своей ядерной программы Эр-Рияд, безусловно, считает угрозу появления у Ирана ракетно-ядерного оружия.
В-четвертых, США и другие заинтересованные западные государства убеждают руководство КСА и других монархий Персидского залива инвестировать излишки нефтедолларов в развитие атомной энергетики. Особое значение для Запада эти многомиллиардные инвестиции приобретают в условиях продолжающегося мирового финансово-экономического кризиса.
Интерес к атомной энергетике в КСА возник еще в конце 70-х годов прошлого столетия. Тогда на основе проведенных геологических и сейсмологических исследований, проработок вопросов о создании инфраструктуры были выбраны два места: в Дахране — на побережье Персидского залива и в Джидде — на Красном море, где намечалось разместить маломощные реакторы для производства электроэнергии и опреснения воды. Вполне возможно, что именно здесь вскоре начнут строительство первых саудовских АЭС. Сегодня в Центре науки и технологии им. короля Абдель Азиза в Эр-Рияде уже действует НИИ атомной энергии, который занимается исследованиями в области атомной энергетики, подготовкой специалистов-ядерщиков, составлением проектов по использованию атомной энергии. Также в КСА ведутся исследования по использованию атома в медицинских целях и в промышленной радиографии. Саудовские ученые совместно с зарубежными коллегами участвуют во многих проектах, связанных с ураном, производством изотопов, защитой от радиации, обращением с отработанным ядерным топливом и обслуживанием ядерных реакторов. Но в целом реальные возможности КСА в проведении серьезных ядерных НИОКР, не говоря уже о реализации крупных практических проектов, до последнего времени были не очень велики, что подтверждается данными МАГАТЭ.
Саудовская Аравия при создании атомной энергетики неизбежно прибегнет к иностранной помощи, в частности, закупке технологий, привлечению зарубежных специалистов, подготовке национальных кадров. В мае 2008 года КСА и США уже подписали меморандум о взаимопонимании в области использования мирного атома, по которому американцы обещали оказать саудитам помощь в создании атомной энергетики в соответствии с требованиями МАГАТЭ. Эр-Рияд обязался использовать только официальные международные рынки ядерного топлива и заявил, что не будет стремиться к приобретению технологий, связанных с производством атомного оружия. Не исключено, что КСА, по всей вероятности, обратится за содействием в этой области и к Пакистану, Китаю, Франции, России и Индии. Российские компании «Росатом» и «Русатом Оверсиз» активно участвуют в переговорах с саудовской стороной по заключению соответствующих соглашений о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях.
По заявлениям саудовских властей к 2030 году планируется построить 16 энергоблоков АЭС, на строительство которых будет выделено свыше 100 миллиардов долларов США, а всего на программу ядерной энергетики — до 300 млрд. долларов США. Первые два энергоблока АЭС будут построены в течение 10 лет, в последующем планируется сооружать по два энергоблока ежегодно. В случае реализации этой программы, саудовская ядерная энергетика сможет удовлетворять до 20% потребностей страны в электроэнергии, при том, что в ближайшее десятилетие по прогнозам они ежегодно будут расти на 7 — 8%. В настоящее время Саудовская Аравия ведет разработку детальных планов по строительству первых АЭС и проводит консультации со специализированными компаниями, готовятся тендеры по выбору подрядчиков для строительства АЭС, в которых смогут принять участие компании из любой страны, в том числе и из России. В целом намерения руководства КСА развивать мирный атом имеют самые серьезные экономические и политические обоснования и, по всей видимости, уже в ближайшее время начнут претворяться в жизнь.
Слабым местом Саудовской Аравии является отсутствие на территории страны крупных разведанных запасов урановой руды. Небольшие залежи урана и тория обнаружены на северо-западе в районе Табук, хотя они серьезно не изучены. Страна имеет крупные залежи фосфатов, но получение урана из фосфатов превышает его рыночную стоимость. КСА также не располагает инфраструктурой для хранения отработанного ядерного топлива. В связи с повышенной террористической активностью в регионе Ближнего Востока существуют серьезные опасения и по поводу обеспечения гарантированной безопасности будущих саудовских ядерных объектов.
Следует заметить, что КСА является участником Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и Договора о всеобщем запрещении ядерных испытаний, хотя пока и не подписало дополнительный протокол к ДНЯО о контроле за использованием атомной энергии в мирных целях.
В связи с планами Эр-Рияда по развитию ядерной отрасли политики и эксперты задаются вопросом, а не вынашивают ли саудиты секретных проектов по использованию атома в иных, а именно в военных целях? Многие западные и арабские эксперты полагают, что Саудовская Аравия вполне может пойти на «адекватный ответ» в случае создания Ираном ядерного оружия. В Эр-Рияде же дают понять, что руководство КСА может официально отказаться от подобных планов при условии получения от США твердых гарантий внешней защиты королевства от ядерной угрозы со стороны Ирана.
Тем не менее, в раде зарубежных СМИ муссируются варианты гипотетического доступа Эр-Рияда к ядерному оружию. Так, рассматриваются возможности передачи саудитам ядерных технологий и даже самих боезарядов пакистанскими властями, приобретение на «черном рынке» через иностранные фирмы оборудования, технологий, оружейного ядерного топлива, а также привлечение за рубежом специалистов с целью организации сборки (оперативно и скрытно) собственного ядерного оружия. При этом упоминается факт торговли ядерными технологиями пакистанским ученым-ядерщиком А.К.Ханом, который, якобы, с помощью десятков европейских и других иностранных фирм по всему миру смог наладить скрытые поставки оборудования и документации для ядерных программ Ливии, Ирана и КНДР.
Объективно оценивая сегодняшние планы и возможности Саудовской Аравии по развитию атомной энергетики, можно сделать вывод, что страна находится в самом начале пути в этом направлении и потребуется не один десяток лет, чтобы построить и запустить намеченные программой атомные электростанции (энергоблоки). Учитывая практически неограниченные финансовые возможности КСА можно полагать, что национальная программа диверсификации источников энергии за счет использования мирного атома при благоприятных внешних условиях будет успешно выполнена.
Станислав Иванов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, эксперт по проблемам Ближнего и Среднего Востока, специально для Интернет-журнала «Новое восточное обозрение».