По мере приближения срока проведения парламентских и президентских выборов в Курдистанском регионе Ирака, назначенных на 21 сентября 2013 г., там начинается активная предвыборная борьба. В регионе насчитывается около 36 партий, но основная борьба за парламентские места разгорится, по-видимому, между Курдским альянсом (Демократической партией Курдистана (ДПК), возглавляемой М. Барзани, Патриотическим союзом Курдистана (ПСК), руководимым Дж. Талабани) и оппозицией в лице движения «Горан» (Перемены), «Исламской группы» (Джамаа ислами) и «Исламского союза Курдистана», а также ряда других объединений. ДПК стремится к разрешению противоречий со своими оппонентами. В связи с этим в Сулеймании Нечирван Барзани, премьер-министр Курдистанского региона и заместитель председателя ДПК, провел конференцию с лидером ПСК Бахрамом Салехом и Нуширваном Мустафой, руководителем движения «Горан», с целью поиска механизма преодоления существующих разногласий. Усилия ДПК направлены на достижение политической стабильности для создания условий проведения референдума по проекту конституции Курдистанского региона. [1]
В преддверии очередных президентских выборов идея принятия конституции Курдистанского региона снова встала на повестку дня. Ее проект, состоящий из 122 статей, был создан в 2009 г. представителями правящей политической коалиции (ДПК и ПСК).
В существующем проекте Иракский Курдистан определяется как «автономный федеративный штат», который признает более чем одну идентичность, поскольку ее ст. 15 признает полиэтничность региона, ст. 35 предоставляет всем некурдским национальностям национальные, культурные и административные права. Ст. 36 предоставляет свободу вероисповедания, в частности, христианской и езидской общинам.
Конституция Курдистана признает право использования всех национальных языков народов Иракского Курдистана в системе образования (от школы до университета), а также их право участвовать в органах местного или регионального управления и на самоопределение в районах их национального доминирования.
Среди иракских курдов проект конституции вызывает неоднозначную реакцию. Курдская общественность в регионе и за его пределами высказалась против поспешности принятия такого важного документа, требующего всестороннего анализа и обсуждения, хотя М. Барзани, лидер ДПК, заинтересован в быстром принятии конституции с целью обеспечения будущей власти и управления.
Оппозиция выступает против проведения референдума, указывая на то, что проект конституции следует вернуть в парламент для внесения поправок, поскольку одобрение в нынешнем его виде вернет Курдистан к авторитаризму. Сегодня, по ее мнению, президент Курдистанского региона обладает абсолютной властью. «Горан» предлагает создать специальную комиссию для внесения поправок. Оппозиция [2] требует изменения в Курдистанском регионе политической системы с президентской на парламентскую, административной децентрализации и гарантий прав всех граждан.
ДПК и ПСК считают не легитимным возвращение ее текста на доработку в парламентскую комиссию. В связи с этим еще 17 января в Эрбиле состоялась встреча М. Барзани с лидерами оппозиции – Н. Мустафой («Горан»), Мухаммедом Фараджем (генсеком «Исламского союза Курдистана») и Али Бабером, эмиром «Исламской группы» по их инициативе. На ней обсуждалась необходимость создания механизма для преодоления разногласий по вопросу проведения реформы системы власти по тексту проекта конституции Курдистана.
Принятие конституции Иракского Курдистана рассматривается курдистанским руководством как важный шаг продвижения идеи независимости региона. ДПК предлагает ратифицировать проект конституции Курдистанского региона, согласно которого М. Барзани сможет баллотироваться на пост президента на третий срок. Он считает, что этот вопрос можно решить через референдум. М. Барзани уже занимает свой пост два срока, первый раз он был назначен парламентом, а второй раз всенародно избран.
Оппозиция подвергает критике политику М. Барзани, аргументируя тем, что она требует обновления. М. Барзани и его родственники якобы замешаны в коррупции и непотизме. Некоторое время назад в Сулеймание проходили ежедневные демонстрации и акции протеста, которые разгонялись полицией. Большинство демонстрантов выступали против правления М. Барзани и его партии – ДПК. В столкновениях с курдскими силами безопасности несколько человек было убито, сотни ранены и арестованы.
Сегодня оппозиция заявляет, что если не будет достигнуто национального консенсуса по тексту проекта конституции Курдистанского региона, то она снова выведет народ на улицы для протестных акций. Однако эти меры, очевидно, не приведут к разрешению проблемы.
Некоторые курдские политические активисты предлагают создать новый проект конституции, если большинство курдского населения проголосует против нынешнего проекта. Другие считают, что ДПК могла бы заключить с «Горан» стратегическое соглашение по вопросу управления регионом. Однако пока ни оппозиция, ни общественные объединения не выдвинули своих кандидатов, способных соперничать с М. Барзани на выборах.
На недавнем митинге в Эрбиле М. Барзани заявил, что проект конституции уже был одобрен большинством голосов в парламенте в 2009 г. Он подчеркнул, что те, кто протестует против существующей властной системы, плохо изучили проект конституции, первый параграф которого указывает на то, что «система власти в Курдистане является парламентской». Он также призвал курдские партии подумать о своем народе и его будущем, и не лишать курдский народ права на свободу выражения мнения по проекту конституции.
Между тем, курдские партии и общественные объединения уже готовы выдвигать своих кандидатов на пост президента Курдистанского региона, с одной стороны, а с другой – Независимая Высшая Избирательная Комиссия уже приступила к подготовке проведения выборов в ряде местностей в местные муниципальные советы. Она одобрила выборную систему президента и парламента. Но оппозиция выступает решительно против выдвижения М. Барзани на президентский пост в третий раз, несмотря на разброс мнений по вопросу законности его номинирования. ДПК и ПСК подтвердили законное право М. Барзани участвовать в выборах, хотя, по мнению некоторых аналитиков, ПСК пока не пришла к решению из-за болезни своего лидера Дж. Талабани.
По мере приближения даты выборов борьба между сторонниками и противниками существующей системы власти будет, по-видимому, обостряться. Оппозиция не договорилась о выдвижении альтернативного кандидата. А пока клан Барзани занимает весьма прочные позиции не только во властных структурах региона, но и контролирует значительные коммерческие и экономические программы, доход от которых насчитывает несколько миллиардов американских долларов.
Жигалина Ольга Ивановна, доктор исторических наук, заведующая сектором курдоведения и региональных проблем, главный научный сотрудник Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН, специально для Интернет-журнала «Новое восточное обозрение»
[1] Еще во время июльской 2009 г. предвыборной кампании в Курдистане среди граждан было распространено 800 тыс. экземпляров проекта курдской конституции, которую намечалось провести через референдум одновременно с выборами 25 июля 2009 г., продлевая полномочия действовавшего в то время парламента Курдистана.
[2] Ст.64 местной конституции гласит, что президент может быть избран на 4-летний срок со времени принесения им конституционной клятвы. Президент может быть избран на второй срок со времени вхождения конституции в силу. Однако для подготовки проведения референдума требуется месяц, а крайним сроком выдвижения кандидатов на выборы считается 4 июня. В этой ситуации, даже если местная конституция будет представлена на референдум, он не может быть проведен до президентских и парламентских выборов. Это снимает опасения оппозиции о выдвижении М. Барзани на новый президентский срок.