События «арабской весны» 2011-2012 г.г. и в еще большей степени нынешнее развитие ситуации в Сирии и в Египте показывают, что влияние США на Ближнем Востоке постепенно, но достаточно стабильно снижается. Тот факт, что в свое время Вашингтон уступил ведущую роль в свержении М.Каддафи коалиции НАТО и ваххабитским странам Персидского залива, а сейчас уклоняется от прямого вмешательства в сирийский конфликт, уступая место в этом вопросе Франции, Англии, Саудовской Аравии, Катару и Турции – лишь внешнее проявление этого явления.
Этот процесс начался с Ирака, откуда США вынуждены были уйти, потратив на войну в этой стране 2 трлн.долл. и приведя к власти проиранское правительство. Сейчас предстоит вывод их войск из Афганистана, что серьезно сократит американское военное, да и политическое присутствие в регионе. А явная растерянность администрации Б.Обамы перед лицом антиисламской «контрреволюции» в Египте лишь подкрепляет данный тезис. Конечно, можно встретить рассуждения аналитиков о том, что Ближний Восток уже не столь нужен Вашингтону вследствие «сланцевой революции» в Америке, снизившей зависимость американской экономики от поставок энергоресурсов из арабского мира. Можно рассуждать и о том, что Израиль стал играть меньшую роль в защите на Ближнем Востоке американских интересов. Однако все это – лишь второстепенные факторы.
Главное же заключается в том, что уменьшается доля США в мировой экономике, что уже не позволяет Вашингтону лезть в каждый конфликт в регионе. При этом стремительно растет экономическое присутствие Китая в арабском мире. Также наблюдается увеличение экономической роли ЕС, не говоря уже о существенном возрастании политического влияния на Ближнем Востоке таких крупных региональных игроков, как Иран, Турция и Саудовская Аравия. Кроме того, в свете обострения соперничества на Дальнем Востоке и быстрого роста китайской военной мощи в Тихом океане, регион АТР объективно становится более важным для стратегических интересов США, поскольку именно эта часть планеты стала доминантой мировой экономики, и сами Соединенные Штаты являются частью этого района. Ситуация в нем гораздо важнее для безопасности Америки, нежели обстановка на Ближнем Востоке.
Однако это вовсе не означает, что американцы будут добровольно и в инициативном порядке уходить из этого региона. Просто происходит переакцентирование их приоритетов в арабском мире и в Передней Азии. Сейчас главным для США становится зона Персидского залива. Ведь именно на этот район приходится почти 2/3 мировых запасов нефти. И контроль над ними, включая безопасность и стабильность поступления энергоресурсов Западу, остается приоритетной задачей любой администрации Вашингтона.
После антиисламистской «контрреволюции» в АРЕ и постепенного перехода превосходства к правительственным войскам в Сирии, нарастания шито-суннитского противостояния в Ираке, где власти все больше ориентируются на Иран, Вашингтон предпринимает самые активные шаги по спасению своих союзников в Аравии. Первый шаг уже предпринят – по прямому указу США произошла смена власти в Катаре. Сейчас же американцам нужно сделать все, чтобы обеспечить плавный переход власти и в Саудовской Аравии, где престарелые консерваторы в лице короля и наследного принца при опоре на столь же «возрастных» членов правящей семьи Аль Сауд упорно не хотят уступить власть более молодому (по саудовским меркам) и менее консервативному поколению, которое олицетворяет 64-летний принц Бандар, бывший долгие годы послом в США, а с 2012 года возглавивший саудовские спецслужбы. Он, конечно, не носитель прогрессивно-либеральных идей, но понимает, что проведение реформ общественной жизни и политического устройства страны жизненно необходимы, чтобы избежать прихода в КСА «арабской весны». Бандар тесно связан с Вашингтоном, в том числе имеет прямые доверительные контакты с ЦРУ. Однако пока попытки США модернизировать Саудию наталкиваются на стену непонимания престарелой элиты ваххабитов.
Еще одной точкой усиленного интереса американцев в зоне Персидского залива является Иран, и особенно после замены там президента-радикала Ахмадинеджада на более мягкого Хасана Роухани, который не столь резок в критике Запада. С его приходом на пост главы ИРИ в Вашингтоне связывают большие надежды, включая вопрос ядерной программы страны. Уже просочилась информация о том, что американцы по закрытым каналам связи приступили к контактам с доверенными лицами нового иранского президента для поиска точек компромисса. И это сильно настораживает Эр-Рияд, который ревниво смотрит на любое смягчение американской политики в отношении ИРИ как главного соперника КСА в Персидском заливе и на Ближнем Востоке. Для США это выгодно, так как появилось поле для более активного розыгрыша карты суннито-шиитского конфликта.
Запугивая аравийские монархии иранской угрозой, и одновременно наводя мосты с Тегераном, Вашингтон делает арабские страны Персидского залива более сговорчивыми. Правда, нельзя исключать и того, что в США возобладают сторонники другой линии – делать ставку на шиитов, на районы компактного проживания которых в Персидском заливе (Восточная провинция КСА, Южный Ирак, Иран и т.д.) приходится основная часть запасов углеводородов этого региона. И потом, ведь можно постоянно разжигать суннито-шиитский конфликт, тем самым оправдывая сохранение и даже увеличение американского военного присутствия в Персидском заливе: база ВВС Эль-Удейд в Катаре, база ВМС на Бахрейне, базы сухопутных войск(до 45 тыс.чел) в Кувейте и т.д. Есть среди них и те, кто строит планы выхода из состава КСА Восточной провинции, где добывается вся нефть королевства, и создание на ее базе арабского шиитского государства с включением в него Бахрейна, где 2/3 населения – шииты, с превращением этого нового государственного образования в союзника США. И тогда американцам не надо будет нести ответственность за судьбу ваххабитской династии Аль Саудов, которые сейчас возглавляют страну с населением 30 млн.чел., а достаточно будет обеспечивать стабильность этого нового шиитского арабского государства с населением всего 5 млн.чел. Тем более, что американские базы на Бахрейне и в Катаре как раз находятся в непосредственной близости от него. Причем карту новых границ Аравии якобы уже подготовили англичане как основные эксперты с колониальных времен и раздела Османской империи.
Что касается региона собственно Ближнего Востока (Near East), то в виду бедности его стран и политической нестабильности, американцы скорее всего пойдут на сокращение своего присутствия и влияния в нем, оставив роль экономического и финансового донора ЕС. Главным здесь для Вашингтона останется задача обеспечения безопасности Израиля, но ввиду ослабления Египта, Сирии и палестинской автономии, особых усилий этой не потребует.
Ливия для США стала «несостоявшимся государством» (failed state), а остальные страны Магриба , включая Алжир, Тунис и Марокко, Вашингтон готов отдать в сферу приоритетного влияния Франции, поручив ей заниматься и борьбой с терроризмом в прилегающей к Магрибу сахаро-сахельской зоне.
Ираком американцы сыты по горло и влезать туда еще раз они не намерены. США вполне устроит и распад этой страны на шиитское, суннитское и курдское образования или же трансформацию ее в слабую конфедерацию. Их уже мало волнует то, что Тегеран оказывает решающее воздействие на правительство в Багдаде.
Сдержать же китайскую экспансию в арабский мир в Переднюю Азию Вашингтон просто не способен. Как, впрочем, и возрастание роли в нем вышеупомянутых региональных стран типа Ирана и Турции.
Другой важный аспект изменения баланса сил в арабском мире – это трансформация Лиги арабских государств (ЛАГ) в фактическую марионетку Саудовской Аравии и Катара после переворотов в Египте, Ливии и исключения из нее Сирии. Но теперь, когда в Дохе произошла смена власти, и ее политика будет значительно менее агрессивной, а в Египте поддерживаемые Саудией «Братья-мусульмане» проиграли светской оппозиции, следует ожидать новой реконфигурации сил в Лиге. Это будет обусловлено также и действиями Дамаска, который не сдается и даже наносит мощные удары по боевикам мятежников, да еще и в Турции прокатилась волна антиисламистских выступлений. В этих условиях, скорее всего, арабские монархии Персидского залива свернут свою гегемонию, сосредоточившись на собственной региональной группировке в лице ССАГПЗ, и снизят накал выкручивания рук в ЛАГ. А Египет, Алжир, Ирак и другие светские и полусветские государства начнут выходить на первые роли, как это и должно быть.
О складывающейся обстановке в странах, почувствовавших вкус «арабской весны», весьма точно высказалась недавно новый председатель комиссии Африканского союза Нкосазана Дламини-Зума. По ее замечаниям, развитие ситуации в этих странах происходит по схожему плану — от плохого к худшему. Сначала к власти приходят исламисты, которые доводят социально-экономическую ситуацию до коллапса, а затем создаются условия для военного переворота, что свидетельствует о реакционной сущности самого феномена «арабской революции».
В любом случае, нынешние тенденции в регионе играют на руку России, хотя и налагают на Москву больше обязательств в отношении этого региона, учитывая, что он является фактически южным «подбрюшьем» СНГ и российского Северного Кавказа. Иначе «править бал» там будут другие. У нас там есть друзья и союзники, на которых можно опереться. Не говоря уже об экономических и военно-политических интересах. Поэтому конкуренция предстоит острая, тем более что США как использовали, так и будут использовать богатые нефтью и газом Саудовскую Аравию и Катар для подрыва российских энергетических интересов, прежде всего в Европе.
Кроме того, теряя позиции в арабском мире, американцы наверняка попытаются компенсировать это наращиванием присутствия НАТО. И иллюзий здесь быть не должно. Равно как и того, что Китай будет продолжать свою экспансию на Ближний Восток, по пути подминая под себя бывшие советские республики Центральной Азии. Да и у Турции и Ирана имеются свои планы, зачастую не совпадающие с интересами России. Поэтому этот регион останется стратегически важным для России, и за него предстоит побороться в новом раскладе сил.
Петр Львов, доктор политических наук – специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».