Неумолимо приближается время, когда западная военная коалиция во главе с США окончательно, как утверждают Вашингтон и Брюссель, покинет Афганистан. У России появляется серьезная головная боль. Угрозы, исходящие из Афганистана и сопряженные с главным образом с российским подбрюшьем в Центральной Азии – само собой разумеется. Но это не все. Серьезную озабоченность, точнее настороженность Москвы вызывают выводимые из Афганистана техника и живая сила. Где они могут оказаться в конечном счете? Действительно ли все выводимое из неспокойной страны окажется в бывших местах дислокации, или осядет где-то в приграничных с Россией регионах? На эти вопросы ответов пока нет – и Запад, и бывшие советские республики категорически отрицают планы по созданию новых военных баз, временных пунктов и точек на прилегающих к России территориях. Но Москва не может спокойно верить на слово.
Вывод войск и имущества собственно начался еще полгода назад. Силы международной коалиции используют для перевозки грузов и солдат несколько маршрутов. Главные из них – Южный маршрут (через Карачи); Северный маршрут (по железной дороге через Узбекистан, Казахстан, Россию до балтийских портов или из Узбекистана воздушным путем в российский Ульяновск, аэродром которого Москва разрешила использовать); Западный маршрут (до казахстанского порта Актау, далее – в Баку, по железной дороге в Грузию и либо из грузинских черноморских портов Батуми и Поти, либо из Тбилиси по железной дороге Баку-Тбилиси-Кар
Особое внимание вызывает западный маршрут. Во-первых, он пока самый «неопределенный»
Известно, что казахстанские власти намерены превратить Актау в крупнейший транзитный узел за счет расширения порта, увеличения пропускной способности аэропорта грузовых перевозок и строительства железнодорожных линий в направлении Туркмении и Ирана. По словам казахстанских чиновников, реализация этого плана позволит США транспортировать свои грузы в более полном объеме через порт и аэропорт Актау, а Казахстан приобретет опты в организации мультимодальных транспортных перевозок. Для этих целей Казахстан, как заявил президент Нурсултан Назарбаев, готов увеличить транзит грузов НАТО из Афганистана через порт Актау и далее по маршруту «Азербайджан – Грузия – Турция».
«Транзит должен быть согласован с правительством сопредельных государств, многие их которых, входили в антитеррористиче
Столь тесное сотрудничество прикаспийских стран с США позволило ряду экспертов выступить с предположением, что на Каспии может появиться американская военно-морская база, каким бы «транзитным» узлом или центром ее впоследствии не называли. Для России такой поворот событий совершенно неприемлем. «Первый же флаг U.S. Navy в Актау, на катере любого водоизмещения, сразу и навсегда изменит весь военно-стратегич
Появление на Каспии третьих стран (неважно, будут ли это США, кто-либо другой, или группа) усилит и без того начавшуюся гонку вооружений среди государств бассейна. «Проблему милитаризации Каспия нужно регулировать в формате пятисторонних договоренностей, прикаспийские государства должны заключить соглашение по безопасности», – считает генеральный директор Института каспийского сотрудничества Сергей Михеев. Он назвал следующие угрозы безопасности в прикаспийском регионе: попытка проникновения в регион третьих сил, неопределенный статус Каспия, нерешенный вопрос с прокладкой трубопроводов через крупнейший водоем. Данное заявление Сергей Михеев сделал в ходе прошедшей в Москве международной конференции на тему: «Каспийский субрегион: угрозы безопасности и факторы стабилизации».
По мнению руководителя Клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгара Велизаде, назрела необходимость формирования единой системы безопасности на Каспии в свете существующих рисков и угроз. «Азербайджан сейчас самостоятельно занимается защитой своих морских рубежей. И не только потому, что вся восточная граница страны сплошь является береговой линией протяженностью свыше 800 км, но и потому что в прибрежной зоне проживает больше половины населения страны и сосредоточен основной экономический потенциал. Здесь же находится столица страны – Баку, самый крупный город каспийского побережья», – отметил политолог. До самого недавнего времени охрана морских границ осуществлялась при помощи технических средств, доставшихся Азербайджану в наследство от бывшей советской каспийской морской флотилии, основная база которой располагалась в Баку. В настоящее время власти страны взялись за комплексное перевооружение ВМС. С этой целью в Азербайджане и была осуществлена программа строительства радарной системы состоящей из семи радаров с дальностью действия каждого 200–250 км – она позволяет «просматривать» весь национальный сектор Азербайджана на Каспии. То обстоятельство, что эти радары «появились» в рамках программы помощи США Азербайджану в охране азербайджанских границ, вызывает по сей день опасения относительно их истинного назначения. Высказываются, в частности, предположения что система была навязана Баку Вашингтоном, а ее истинной целью якобы является установление наблюдения за соседними странами, в частности, Ираном и Россией. Однако, радиус этих локальных станций ограничен, а те же США обладают весьма совершенной системой не только наземного, но и космического наблюдения. Таким образом, высказанное опасение частично нивелируется.
Казахстан строит свою систему связи и наблюдения по типу азербайджанской. По словам заместителя главнокомандующе
Не особо отстает Туркменистан. После того как в 2009 г. президент Гурбангулы Бердымухаммедов объявил о планах создания военно-морской базы для охраны рубежей, Ашхабад включился в гонку вооружений. В Украине были закуплены патрульные катера типа «Калкан-М» и «Гриф-Т», а у Ирана взяты в аренду семь катеров береговой охраны и один эсминец. Несколько сторожевых катеров были закуплены у России и Турции. Но видимо власти Туркмении посчитали меры недостаточными, и южнокорейская компания Hyundai Amco начала строительство судостроительног
Мощным флотом на Каспии уже располагает Иран. И он продолжает наращивать здесь военно-морскую группировку, которой надлежит контролировать спорные участки моря. Но наиболее крупную флотилию на Каспии имеет Россия. Российская Каспийская флотилия получит к 2020г. не менее 16 единиц только по корабельному составу. Морякам будут переданы некоторые авиачасти. В арсенале Каспийской флотилии появятся береговые ракетные комплексы «Бастион», которые способны уничтожать надводные цели сверхзвуковыми крылатыми ракетами «Яхонт» на дальности до 300 км. Флагман Каспийской флотилии – сторожевой корабль «Татарстан» располагает ударным комплексом «Уран» на дальности в 130 км поражающий любой объект.
Как заметил директор центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев, если и говорить о появлении на Каспии американских военных, то это, скорее всего, может быть связано с нефтяным фактором. «Американцам, работающим на Каспии, а это компании Chevron и Exxon Mobil (разработка месторождения Кашаган), нужно обеспечить собственную безопасность. Тем более что попытки сотрудничества между военными ведомствами двух стран уже делались», – сказал эксперт.
Ильгар Велизаде считает, чтобы устранить возникающие подозрения и для наиболее полного использования положений Соглашения о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспии необходимо активизировать обмен информацией, проведение встреч и консультаций, обмен опытом работы, а также проведение согласованных мероприятий в областях, касающихся обеспечения безопасности. Особое место, по мнению эксперта, занимают вопросы экономической безопасности. Как и в вопросе обеспечения военно-политичес
Каждая из стран каспийской пятерки реализует собственную программу развития каспийского региона и освоения прилегающей акватории моря, повсеместно наблюдается повышение значимости Каспийского моря для экономик прибрежных стран. Это объективно способствует повышению и заинтересованнос
Такое положение не способствует формированию на Каспии единого экономического пространства, эффективное использование которого отвечало бы интересам всех пяти государств. Это создает определенные риски экономического характера, требующие эффективного устранения. В качестве варианта вот уже не первый год предлагается идея создания Организации Каспийского Экономического Сотрудничества (ОКЭС). «Из всех существующих предложений лишь это представляет собой более или менее четкую схему, определяющую как основные черты, так и вектор экономического сотрудничества в бассейне Каспийского моря. И именно по этой причине ее изучение представляется чрезвычайно важным», – отметил Велизаде.
Виктория Панфилова – обозреватель «Независимой газеты», специально для Интернет-журнала «Новое Восточное обозрение».