20.06.2013 Автор: Ольга Трофимова

К оценке ситуации в Йемене

5291Спрогнозировать развитие ситуации в охваченном системным кризисом Йемене сегодня весьма сложно. С уверенностью можно констатировать только одно — страна находится в начале долгого периода политической трансформации как Египет, Тунис, Ливия. Однако наличие мощного племенного фактора, серьезных экономических проблем, а также настойчивое вмешательство извне может если не обратить вспять, то существенно замедлить этот процесс.

Как и в других странах «арабской весны», ключевым фактором политической трансформации в Йемене стала борьба за власть и влияние в силовых структурах. Стране чудом удалось избежать гражданской войны, что стало возможным благодаря подписанию межйеменских договоренностей 23 ноября 2011 года в Эр-Рияде. В соответствии с этими договоренностями 21 февраля 2012 года, на безальтернативной основе, был избран «переходный президент», которым стал А. М. Хади, занимавший пост вице-президента в правительстве А. Салеха. Главной задачей его двухлетнего мандата была объявлена подготовка легитимных выборов нового главы государства, которые должны будут состояться в феврале 2014 года. Кроме того, новый президент попытался приступить к решению практически неразрешимых социально-экономических проблем, а также занялся «чисткой» силовых структур от ближайших родственников и соратников своего предшественника.

А. М. Хади не обладает реальной поддержкой ни в силовых структурах, ни в племенах, ни в политических кругах Йемена. Коалиционное правительство национального согласия, созданное для управления страной в переходный двухлетний период, функционирует крайне неэффективно и непрофессионально. Его единственной опорой является «десятка» государств-спонсоров, среди которых есть как постоянные члены СБ ООН, так и страны входящие в ССАГПЗ и Евросоюз.

На данный момент в Йемене идет противостояние федерации племен Хашид, во главе с претендующим на приход к власти кланом Аль-Ахмаров с ближайшим окружением бывшего президента страны А. Салеха. Власть племенных вождей сконцентрирована на севере страны, который не может похвастаться запасами природных ресурсов. Подобная асимметрия в расстановке сил, когда основной объем природных богатств сосредоточен в Южном Йемене, а объем властных полномочий — в Северном, усиливает сепаратистские настроения жителей юга страны. А потому велика вероятность, что они могут потребовать возвращения Южному Йемену независимости.

И без того сложная ситуация обостряется ухудшающимся экономическим положением страны, в частности, ростом безработицы, обнищанием населения, сокращением нефтяных доходов, продовольственными проблемами, истощением водных ресурсов. А потому усиление сепаратистских настроений в стране, скорей всего, будет идти одновременно с ухудшением экономической ситуации.

Внешние факторы, будь то активность США в отношении борьбы с Аль-Каидой или традиционный интерес к Йемену со стороны Саудовской Аравии, также существенно влияют на политические процессы внутри страны.

На этом фоне особо заметно становится уменьшение влияния России в Йемене, отношения с которой традиционно играют для Саны важную роль. Это выражается в резком сокращении поставок продукции военного назначения, уменьшении числа врачей и другого медперсонала, работавших по государственным и частным контрактам, которые сейчас стали вытесняться выходцами из среднеазиатских республик СНГ. В Йемене проживает около 50 тысяч выпускников советских и российских вузов, которые занимали важные должности во властных структурах в бытность правления А. Салеха и продолжают их занимать. Освободившиеся ниши в системе внешнеэкономического и внешнеполитического сотрудничества активно занимаются США, которые не оставляют попыток временно разместить своих военнослужащих, особенно в чувствительных для их интересов регионах, где активизировались исламистские силы.

Спрогнозировать сколько-нибудь точно на год-два вперед сценарий развития ситуации в Йемене, охваченном системным кризисом, практически невозможно. Маловероятно, что южане откажутся от требований возвращения Южному Йемену независимости, то есть сепаратистские настроения будут нарастать по мере ухудшения экономического положения страны и нестабильности власти.

В случае реализации самого худшего сценария, а именно распада или раздела Йемена, который одинаково невыгоден для всех заинтересованных сторон, Северный Йемен окажется экономически нежизнеспособным. Практически все природные ресурсы находятся на территории Южного Йемена, а потому при данном варианте развития событий, крайне велика вероятность начала новой гражданской войны, что приведет к отделению уже фактически независимой северо-западной шиитской провинции Саада и восточной провинции Хадрамаут, тяготеющей к Саудовской Аравии. Трудно предсказать, как поведет себя в такой ситуации бывший в течение 33 лет президентом страны А. Салех, который до сих пор сохраняет серьезное влияние в армии, других силовых структурах.

Таким образом, политическая ситуация в Йемене будет зависеть прежде всего от интересов самих йеменцев, выступающих за ведение национального диалога и компромисса между различными политическими силами. В то же время вряд ли можно исключить опору на внешние факторы и их влияние на происходящие в стране процессы трансформации, также как последствия активизации исламистских сил в ряде провинций. Что касается России, то она выступает за диалог нынешнего правительства с оппозиционными силами для сохранения целостности страны, ее стабильности, а также проведения социально-экономических и политических реформ.

Трофимова Ольга Ефимовна — кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН, специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».