EN|FR|RU
Социальные сети:

Перспективы решения курдского вопроса в Турции

Станислав Иванов, 09 мая

243В последнее время в силу ряда внешних и внутренних факторов, турецкие власти вынуждены были смягчить свою политику по отношению к курдскому меньшинству и попытаться решить курдскую проблему мирным путем. Как известно, Анкара длительное время игнорировала требования курдов на предоставление им равных с турками прав и свобод (культурная автономия, курдский язык, СМИ, участие в политической и общественной жизни и т.п.). Районы компактного проживания курдов продолжали оставаться наиболее отсталыми в социально-экономическом отношении, акции протеста и попытки сопротивления курдов довольно жестко подавлялись властями, ведущая курдская оппозиционная организация – Рабочая партия Курдистана (РПК) была внесена в список террористических, ее активисты во главе с лидером Абдуллой Оджаланом были брошены в тюрьмы. Против ведущих партизанскую войну боевиков РПК применялись турецкие регулярные вооруженные силы (авиация, артиллерия, бронетехника). Причем Анкара не останавливалась перед ракетно-бомбовыми ударами и обстрелами сопредельных районов Ирака, где могли укрываться сторонники РПК.

Безусловно, достигнутые за последние годы успехи сирийских и иракских курдов в борьбе за свои национальные права и свободы оказали значительное влияние на политику правительства Р.Эрдогана по отношению к турецким курдам.

Президент Сирии Башар Асад вынужден был освободить часть политических заключенных из числа курдов, предоставил гражданство нескольким сотням тысяч сирийских курдов, которые ранее были лишены этого права. Более того, испытывая недостаток в лояльных режиму войсках и силовых структурах, правительство приняло решение вывести свои военные и полицейские формирования из районов компактного проживания курдов, предоставив им возможность самостоятельно формировать местные органы власти и отряды самообороны.

Еще более значительные изменения произошли в Иракском Курдистане, где курды не только стали субъектом федерации с самыми широкими правами, но и заняли достойное место в центральном правительстве в Багдаде (президент страны – один из курдских лидеров Джаляль Талабани, 6 федеральных министров, включая министра иностранных дел, также являются курдами, в парламенте имеется представительная курдская фракция). Более того, курды играют роль посредников в сохранении весьма хрупкого консенсуса между арабами-шиитами и арабами-суннитами и, по сути, стали как бы гарантами сохранения Ирака как единого государства.

В этих условиях турецкие власти вынуждены все больше считаться с курдскими лидерами соседних стран и повернуться лицом к своим курдам. В результате длительных переговоров между А.Оджаланом и представителями правительства Р.Эрдогана была достигнута договоренность о мирном решении курдской проблемы в Турции. 21 марта 2013 года во время празднования курдского национального праздника Навруза в Амеде (Диярбакыре) было оглашено обращение Абдуллы Оджалана к курдскому, турецкому и другим народам Ближнего Востока и Средней Азии с призывом перейти от вооруженного противостояния к эпохе демократической политической борьбы. 25 апреля 2013 года на пресс-конференции, организованной на базе РПК в горах Кандил в Иракском Курдистане, председатель Ассоциации обществ Курдистана (АОК) Мурат Карайылан конкретизировал призыв А.Оджалана и озвучил историческое решение лидеров национально-освободительного движения турецких курдов.

По его словам, курды готовы продолжить перемирие с турецкими властями и вывести свои вооруженные отряды из Турции на следующих условиях:

— курды самостоятельно организуют вывод своих вооруженных групп по ранее использованным ими маршрутам, соблюдая военную дисциплину, не допуская каких-либо боестолкновений;

— вывод курдских повстанцев начнется 8 мая 2013 года, будет осуществляться небольшими группами и, по мере возможностей, завершится в кратчайшие сроки;

— после вывода из Турции вооруженные отряды РПК будут базироваться в Иракском Курдистане, при этом руководство АОК рассчитывает на понимание и поддержку со стороны регионального правительства Курдистанского региона Ирака;

— необходимо внимательное и серьезное отношение со стороны турецких силовых структур к процессу вывода курдских партизанских сил за пределы Турции; любая провокация, военная операция или нападение на курдов могут приостановить начавшийся мирный процесс, а партизаны воспользуются своим правом на самооборону;

— участие независимых наблюдателей, которые будут отслеживать процесс вывода курдских сил в целях предотвращения инцидентов и провокаций, может быть весьма полезным.

Курдские лидеры рассматривают достигнутое перемирие и последующий вывод своих боевых подразделений из Турции как первый этап демократического решения курдской проблемы. На втором этапе они ожидают от турецких властей следующих практических действий:

— проведение давно назревших реформ по демократизации политической и общественной жизни Турции с учетом интересов и особенностей курдского и других национальных меньшинств;

— создание условий для развития в стране демократического гражданского общества;

— ликвидацию всех силовых структур, ранее созданных для проведения специальных операций против курдов (сельские охранники, отряды спецназа и т.п.);

— принятие новой демократической конституции, которая признает и законодательно защитит права и свободы курдов, других народов и конфессий Турции.

После завершения второго этапа может начаться и третий, завершающий этап — «период окончательной нормализации отношений». Курды ожидают, что только тогда удастся достигнуть общественного консенсуса, равенства и свободы для всех граждан страны, мира и согласия на длительную перспективу. Естественным актом станет освобождение всех политических заключенных, включая А.Оджалана.

По мнению курдских лидеров, справедливое и полное решение курдской проблемы в Турции могло бы стать еще одним важным шагом в деле нормализации общей ситуации на Ближнем и Среднем Востоке и в Средней Азии. Становится все более очевидным, что созданные империалистами и колонизаторами мононациональные государства себя изжили, народы, разделенные искусственными границами и угнетаемые диктаторскими режимами, не хотят жить по старому, делиться на титульные нации и второстепенные, участвовать в «чужих» войнах и вооруженных конфликтах.

Пока трудно прогнозировать насколько серьезными являются намерения участников турецко-курдского урегулирования и удастся ли им реализовать намеченные этапы и планы мирного решения курдской проблемы в Турции.

С одной стороны, и в Анкаре и среди лидеров курдов есть активные сторонники преодоления многолетней вражды и вооруженного противостояния. Более того, Р.Эрдоган считает, что урегулирование отношений с курдами облегчит процесс вступления Турции в ЕС, будет способствовать идее воссоздания Оттоманской империи в ее прежних границах, но уже на новой, более современной основе. Торгово-экономическая, культурная, умеренно-исламистская экспансия Турции на Балканах, в Закавказье, странах Центральной и Средней Азии, на Ближнем Востоке уже начинает приносить свои плоды. Примером в этом отношении могут служить динамично развивающиеся отношения Турции с Иракским Курдистаном, который все больше интегрируется в экономику Турции. Не исключено, что после завершения гражданской войны в Сирии и приграничные с Турцией сирийские районы с преимущественно курдским населением могут активизировать связи и контакты со своими соплеменниками и турецкими деловыми кругами.

В то же время, в Турции сохраняются и сторонники продолжения курса на дальнейшую ассимиляцию турецких курдов и силового решения курдской проблемы. Не случайно, уже после объявления курдами перемирия, турецкие вооруженные силы провели ряд военных операций в сельских районах и подвергли артиллерийским обстрелам предполагаемые позиции курдских партизан.

В свою очередь, и среди курдов есть так называемые «ястребы» — сторонники продолжения боевых действий против турецких властей. Дело в том, что РПК уже давно не представляет собой единой и сплоченной организации, есть внутри партии и вне ее более радикальные группировки, неподконтрольные А.Оджалану и его сторонникам. Часть курдских боевиков находится под влиянием эмигрантских центров в Европе, некоторые связаны со спецслужбами иностранных государств, наркодельцами, контрабандистами. Десятками лет налаженные каналы нелегальных поставок оружия, боеприпасов, наркотиков в этих районах перекрыть в одночасье вряд ли удастся турецким властям даже с помощью лояльных курдских лидеров. Поэтому новые вооруженные провокации вдоль турецко-сирийской и турецко-иракской границ и попытки сорвать наметившийся мирный процесс между Анкарой и РПК исключать не следует.

И все же, хотелось бы надеяться, что на этот раз турецко-курдский мирный процесс станет необратимым. Затянувшаяся на несколько лет кровопролитная гражданская война в Сирии показала всему миру, что в интересах народов решать все проблемы и разногласия мирным путем за столом переговоров. Насилие лишь порождает насилие, а вмешательство в конфликты внешних сил еще больше усугубляет ситуацию.

Станислав Иванов, кандидат исторических наук, эксперт по проблемам Ближнего и Среднего Востока, специально для Интернет-журнала «Новое восточное обозрение»