В Париже сопредседатели Минской группы ОБСЕ Игорь Попов (Россия), Жак Фор (Франция) и Йен Келли (США), после встречи с главами МИД Армении и Азербайджана Эдвардом Налбандяном и Эльмаром Мамедъяровым, выступили с неожиданным кратким сообщением. В нем отмечается, что «посредники по урегулированию нагорно-карабахской проблемы обсудили с министрами шаги по укреплению режима прекращения огня в зоне конфликта», и что «сопредседатели вновь выразили озабоченность по поводу роста напряжения на линии соприкосновения, а также в контексте вопроса осуществления гражданских авиарейсов в Нагорном Карабахе». В то же время посредники подтвердили, что в ближайшие недели посетят регион, чтобы обсудить с президентами Азербайджана и Армении «дальнейшие шаги, направленные на достижение мирного урегулирования конфликта». С формальной точки зрения Минская группа ОБСЕ полностью соблюла ранее заявленный «политес»: сопредседатели провели встречи с Мамедьяровым и Налбандяном по отдельности, после чего состоялась общая встреча в формате «3+2» — с участием сопредседателей и обеих глав внешнеполитических ведомств.
Интрига в другом. Предыдущая встреча сопредседателей МГ с министрами иностранных дел Азербайджана и Армении состоялась 28 января с.г. также в Париже. Поэтому обозначившаяся интенсивность переговорного процесса по карабахскому урегулированию предполагала обсуждение каких-то новых идей по карабахскому урегулированию, на что, кстати, намекал сопредседатель МГ ОБСЕ от Франции Жак Фор. Если учесть, что переговорный процесс по карабахскому урегулированию базируется на принятых, но не подписанных сторонами конфликта так называемых обновленных в 2009 году Мадридских принципах, и то, что Минская группа ОБСЕ от них не отреклась, то можно с полной уверенностью говорить только о каких-то новых идеях в «формате Мадрида». Азербайджан это не устраивает, поскольку один из этих принципов предусматривает предоставление Карабаху так называемого промежуточного статуса.
Вот почему именно от Баку следовало ожидать определенных дипломатических сюрпризов. И он состоялся, но совсем не таким, как предполагалось. В конце прошлого года Турция предложила Минской группе ОБСЕ свой сценарий. Армения возвращает Азербайджану семь прилегающих к Нагорному Карабаху районов, исключая сам Карабах, после этого ее присоединяют к проекту железной дороги Баку-Тбилиси-Карс, открываются также железная дорога Карс-Гюмри и автомобильное сообщение между Турцией и Арменией. Но, как сообщил председатель Центра политических инноваций и технологий, азербайджанский политолог Мубариз Ахмедоглу, ни посредники, ни Армения никак не отреагировали на это.
По многим причинам. Первая: Турция, подписав с Арменией известные Цюрихские протоколы, согласно которым должны были быть восстановлены дипломатические отношения между двумя странами и открытие границ, отказалась ратифицировать эти документы. Вторая причина: давление на Анкару оказал Баку, заставивший ее увязать осуществление протоколов с проблемой карабахского урегулирования. Поэтому переданное Минской группы ОБСЕ предложение Турции о разблокировании Армении, рассматривается и сопредседателями, и Ереваном как попытка либо парализовать работу этой группы, либо изменить ее формат. Даже официальный представитель МИД Азербайджана Эльман Абдуллаев вынужден признать, что «любой жест Турции в сторону Армении неблагоприятно сказывается на мирных переговорах по урегулированию нагорно-карабахского конфликта». В то же время он вновь подтвердил, что «мирные переговоры по нагорно-карабахскому урегулированию несовместимы с процессом турецко-армянского сближения, так как Армения настаивает на переговорах без предусловий». Но Армения с формальной точки зрения права, поскольку Цюрихские протоколы не предусматривают подобной увязки.
Если бы Турция выполнила «условия Цюриха», тогда она бы получила хотя бы шансы претендовать на роль еще одного сопредседателя в Минской группе ОБСЕ, на чем настаивает Азербайджан. Но когда Абдуллаев заявляет, что «Азербайджан надеется на большее, чем просто поддержка Турции по изменению статус-кво в урегулировании нагорно-карабахского конфликта», возникает вопрос о возможном дальнейшем сценарии действий Баку, особенно, если принимать в расчет заявление заведующего отделом по общественно-политическим вопросам Администрации Президента Азербайджана Али Гасанова: «Если статус-кво сохранится, война с Арменией неизбежна».
Отметим в этой связи еще один, видимо, не случайный примечательный факт. Командующий ВДВ, Герой России, генерал-полковник Владимир Шаманов следующим образом отреагировал на ход событий в Закавказье: «Наряду с решением проблем, которые могут возникнуть на территории России, есть определенные моменты, связанные с нашим признанием суверенитета Южной Осетии и Абхазии, а также союзнические обязательства в рамках наших отношений с государствами-партнёрами России по ОДКБ. Это — Армения, это — Таджикистан, это — Киргизия».
Что дальше? Кстати, Минская группа ОБСЕ выразила обеспокоенность относительно последствий «осуществления гражданских авиарейсов в Нагорном Карабахе». В то же время турецкие СМИ сообщили, что на 3 апреля назначен первый прямой авиарейс по маршруту Ереван-Ван-Ереван. Таким образом, Турция сделала важный ход в сторону нормализации отношений с Арменией. Если, конечно, Баку вновь не попытается оказать противодействие и этому проекту.