Безусловно, социальная доктрина «Братьев» и их конкретная деятельность по оказанию помощи, прежде всего, нуждающимся слоям населения — самая сильная сторона этого движения. Их концепция социально-ориентированного исламского общества основывается на таких положениях как справедливость, праведные средства, труд как обязанность, взаимопомощь, забота о пожилых и немощных, рациональное использование природных ресурсов, закят, неприкосновенность частной собственности, налог на капитал, а не на прибыль, борьба с ростовщичеством, осуждение скупости.
Исключительно важным был этический элемент, которому с самого начала придавал особое значение Х. аль-Банна. Во время встреч и бесед с людьми не было высокомерия, снисходительности, демонстрации превосходства интеллектуальной элиты или состоятельных людей. Это были отношения равных, связанных общими исламскими ценностями.
«Братство» не было закрытым движением, его активисты работали во всех слоях. Вначале костяк составили рабочие, ремесленники, потом — городской средний класс и студенчество.
Идеологи движения не замыкались в рамках одной правовой школы и активно применяли право иджтихада, тем более, что египетский ислам в этом плане имеет давние традиции. Вместе с Хасаном аль-Банной в создании объединения принимали участие четыре христианина. Политический деятель середины прошлого века Макрам Убейд любил повторять: по религии — я христианин, по родине — мусульманин.
К 40-м гг. движение окрепло настолько, что сформировало организационные и руководящие органы. Это достаточно сложная структура, она претерпевала корректировку на протяжении последующих лет, проходила адаптацию к изменяющимся условиям. Любопытными представляются некоторые моменты. Например, кандидат в члены организации должен иметь десять обязательных качеств. Какие же: осмысленное понимание ислама, искренность, активность, готовность к борьбе, самопожертвование, послушание — дисциплина, твердость, беспристрастность, братство, доверие. Потом было принятие присяги, заполнение карточки и согласие платить членские взносы.
Для структуры движения характерна строгая иерархия: во главе — верховный наставник. все вступающие в «Братство» должны соблюдать строгую дисциплину и беспрекословно подчиняться приказам руководства. Это движение отличалось от других исламских групп дисциплинированностью и готовностью к мученической гибели. Х.аль-Банна даже разработал собственную концепцию жертвенности во имя религии, получившую название «искусство смерти». Были созданы военизированные подразделения.
Со временем «Братья-мусульмане» завоевали влияние среди студенчества и молодежи. Их активисты одерживали победы на выборах в студенческие организации почти на всех факультетах в университетах, они преобладали в комитетах преподавательского состава.
К 80-м гг. прошлого столетия члены «Братьев-мусульман» занимали доминирующие позиции практически во всех профсоюзах — инженеров, учителей, фармацевтов, врачей. На выборах в их руководящие органы кандидаты «Братьев» получали больше половины голосов, что позволило им активно вести борьбу за улучшение условий труда, справедливое распределение ресурсов, упорядочение выплаты пособий, повышение профессионального уровня. Движимые стремлением добиться большего влияния, они проявляли изобретательность и коммерческую жилку, практичность и здравый смысл. Например, они организовывали ярмарки по продаже различных товаров по сниженным ценам для членов профсоюзов, брали на себя оформление сделок с поставщиками, помогали найти жилье, оказывали помощь в улучшении условий труда и благоустройстве дома (ремонт мебели, оснащение техникой), создавали по собственной инициативе курсы по повышению профессиональной квалификации, включая информатику, изучение иностранных языков. Очень важна была помощь, которую организовали «Братья» в получении бесплатной медицинской помощи через профсоюз медиков.
В Каире любой расскажет, как бригады «Братьев-мусульман» помогали в ликвидации последствий землетрясения в октябре 1992 г. Тогда профсоюз медиков открыл палаточный пункт первой помощи, инженеры оказывали помощь в ремонте аварийных помещений, у кого были машины — привозили еду для бригад, работавших при разборе завалов. Оперативность исламских бригад была заметна на фоне нерасторопности государственных служб. Это было наглядным примером организованной религиозной деятельности социального характера; многие полагают, что именно тогда получил распространение лозунг: «Ислам — это решение».
В итоге исламский сектор в сфере социальных услуг превратился в важный канал обеспечения жизненных потребностей широких слоев населения и довольно эффективную альтернативу государственному и частному секторам.
Пропагандистский актив движения постоянно внедрял в сознание своих последователей их кредо — принцип постоянной стабильной работы, воплощение в жизнь лозунгов, с которыми выступал Х.аль-Банна: «Дисциплина, труд, борьба», «Подлинная вера, созидание, постоянная работа».
Чтобы иметь возможность работать с молодежью, с профсоюзами, помогать людям и таким образом убеждать их в преимуществах именно исламской модели — «Братья» избрали тактику «избегать конфликтов» во взаимоотношениях с властями. подчеркивали, что метод диалога — это и есть та самая умеренность, срединный путь, их основная линия.
Хотя заявки «Братьев-мусульман» на создание партии отклонялись, эта организация становилась реальной влиятельной политической силой, что связано и с появлением в руководстве в последние годы нового поколения сильных, амбициозных, хорошо подготовленных и образованных людей.
При жизни Хасана аль-Банны руководство осуществлялось им самим. Его авторитет был безупречен. Многие считают удивительным, что и после его смерти (12 февраля 1949 г. он скончался после ранения, в него стреляли) в борьбе за место руководителя победил один из самых умеренных его соратников — аль-Худайби, и движение не развалилось, не погрязло в разногласиях, хотя их было много, но сохранилось сплоченным, на основе иногда коллективного, в другие периоды преобладания одного лидера, пользующегося безусловным уважением. Аль-Банна оставил организованный аппарат, который позволил выдержать конкуренцию с другими партиями и испытание временем.
Продолжение следует...
Рогова Марина Васильевна, сотрудник Центра партнерства цивилизаций, специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».