EN|FR|RU
Социальные сети:

Исламистский фронт Мали – Алжир

Борис Долгов, 28 января 2013

5063Захват исламистскими боевиками в качестве заложников и гибель нескольких десятков иностранных специалистов на нефтегазовом комплексе Ин Аменас на востоке Алжира в январе 2013 г. стал наиболее значительным террористическим актом и серьезным вызовом, брошенным Западу радикальным исламизмом. Захват осуществила алжирская вооруженная исламистская группировка «Аль-Каида исламского Магриба» (АКИМ), которая уже на протяжении ряда лет совершает террористические акции в Алжире.

Напомним, что этот захват явился ответом, или «местью» Западу и, в частности, Франции, как об этом заявляли лидеры исламистов, за военное вмешательство в конфликт в Мали. С весны 2012 г. северные районы Мали захватили вооруженные отряды борющегося за создание независимого государства туарегов Движения (Азавад). Движение состоит из части племенных структур туарегов во главе с «Народным движением за освобождение Азавада» (НДЛА) и исламистских группировок, наиболее влиятельными из которых являются «Ансар ад-дин» (Защитники религии) и «Джамаа ат-таухид ва ль-джихад фи гарб ифрикия» (Группа таухида и джихада в Западной Африке). Вооруженные отряды Движения вытеснили малийские правительственные войска из ряда крупных городов, таких как Томбукту, Конна, Диабали и продолжали наступление на столицу страны г. Бамако. Лидеры Движения провозгласили на контролируемой им территории создание «независимого государства Азавад». Причем ведущую роль в Движении играют радикальные исламисты, которые подчинили и во многом подавили светское по своей сути НДЛА, в связи с чем, провозглашенное государство считается исламским и его законодательной базой является шариат.

Наряду с этим, в Движении действуют отряды туарегов, входивших в состав ливийской армии Муаммара Каддафи, в т. ч. «Исламский легион» (свыше 1 тыс. бойцов), которые воевали на стороне Каддафи во время его борьбы с «повстанцами» (март-октябрь 2011 г.), поддерживаемых странами НАТО. После падения режима Каддафи большая часть этих вооруженных формирований перешла в Мали и присоединилась к Движению за создание туарегского государства. Данные формирования хорошо вооружены и имеют опыт боевых действий. Что касается малийских исламистских вооруженных группировок, то в их руководстве достаточно много исламистов-алжирцев. Они являлись членами алжирских радикальных исламистских организаций, таких, как «Исламский фронт спасения» (ИФС), «Вооруженные исламские группы» (ВИГ), «Салафитская группа проповеди и борьбы» (СГПБ) и др. Алжирские исламисты перебазировались из Алжира в Мали после подавления в Алжире, в основном, вооруженных исламистских группировок в ходе их длительного противостояния с алжирскими властями с 1992 по 2000 гг.

Захват части территории Мали и провозглашение здесь независимого государства Азавад стало возможным, с одной стороны, благодаря проникновению в Мали хорошо вооруженных отрядов туарегов, часть которых входили в состав ливийской армии Каддафи, и, с другой стороны, в результате усиления радикальных исламистских группировок в регионе. После краха режима Каддафи, в свержении которого исламистские группировки играли главную роль, они смогли значительно пополнить свое вооружение как из арсеналов распавшейся армии Каддафи, так и за счет того оружия, которое поставлялось странами НАТО всем силам, воевавшим против Каддафи. Исламисты сумели также расширить свои ряды, привлекая новых членов из стран региона. В ливийских тюрьмах при режиме Каддафи, который, как известно, боролся против радикального исламизма, отбывали наказание свыше 600 исламистов. После падения режима все они вышли на свободу и, естественно, что часть из них присоединилась к исламистским боевикам. Реальная власть в Ливии в настоящее время принадлежит местным кланово-племенным объединениям, имеющим свои вооруженные отряды, воевавшие против Каддафи, часть из которых исповедует радикальный исламизм. В связи с этим исламисты, включая членов «Аль-Каиды», имеют возможность действовать в Ливии почти открыто, создавая тренировочные лагеря, вербуя новых членов в свои вооруженные группировки и распространяя «джихад» в страны региона. Так, лидеры «Группы таухида и джихада в Западной Африке», которая в 2011 г. выделилась из алжирской «Аль-Каиды исламского Магриба», заявили, что «их действия не ограничатся Магрибом и африканским Сахелем, но будут распространены на страны Западной Африки».

После захвата севера Мали туарегами и исламистами малийская армия отстранила от власти действовавшего президента Мали Амаду Тумани Туре, обвинив его в неспособности обеспечить целостность страны, а также в коррупции и злоупотреблениях властью. Однако Африканский союз (АС) и Экономическое сообщество западноафриканских государств (ЭКОВАС, в которое входят 15 африканских государств), осудив переворот военных и временно исключив Мали из числа своих членов, потребовало вернуть власть гражданской администрации. Командование армии вынуждено было отступить и передать властные полномочия председателю Национального собрания (парламента) Диакон Трауре, который временно взял на себя обязанности президента Мали. В то же время наступление исламистов продолжалось, что заставило АС и ЭКОВАС при поддержке Франции обсудить малийский вопрос в ООН.

В сентябре 2012 г. была принята резолюция СБ ООН о создании миротворческой миссии для разрешения кризиса в Мали, а в декабре 2012 г. — резолюция 2085, имевшая политическую и военную составляющую. В политической ее части малийским властям предлагалось до апреля 2013 г. провести президентские выборы, военная предполагала проведение миротворческой операции для прекращения агрессии против Мали со стороны исламистских группировок. В начале января 2013 г. исполняющий обязанности президента Мали обратился к Франции и странам ЭКОВАС с просьбой оказать военную помощь в отражении наступления отрядов исламистов, которые, воспользовавшись политическим кризисом и определенной деградацией малийской армии, продолжали наступление и угрожали столице Мали. В ответ на просьбу Франция направила свои воинские подразделения в Мали, которые совместно с малийской армией начали наступление против исламистов, освобождая захваченные ими районы. В военной операции активно участвуют французские ВВС, нанося удары по расположениям исламистов. Страны ЕС и США поддержали военное вмешательство Франции, однако не намерены посылать свои войска в Мали. В то же время государства ЭКОВАС приняли решение направить свои воинские подразделения на поддержку военной операции Франции и малийской армии.

Мали (население — свыше 11 млн. чел. на 2007 г.) — одна из беднейших стран Африки, несмотря на то, что ее недра богаты природными ресурсами — золотом, ураном, железной рудой. Около 90% ее населения исповедует ислам. Мали — бывшая колония Франции, в настоящее время входит во франкофонскую зону (объединение государств — бывших французских колоний, которые сохраняют с Францией тесные экономические, политические, военные и культурные связи, французский язык здесь является государственным, законодательство во многом основано на французской модели). Во Франции проживает свыше 60 тыс. малийцев.

Необходимо отметить, что военная операция Франции в Мали — это уже четвертое вооруженное вмешательство Франции в странах афро-азиатского региона в 2000-х гг. (первое — в Афганистане, участие с 2001 г. в составе международных сил во главе с США в операциях против движения Талибан; второе — в Кот-д’Ивуаре в 2011 г., когда французские спецподразделения «Единорог» сместили избранного президента Лорана Гбагбо и привели к власти Уазана Лотару (его супруга является гражданкой Франции), соперника Л.Гбагбо на президентских выборах, оспаривавшего с ним их результаты; третье — в Ливии в 2011 г. Здесь Франция выступила инициатором активной военной поддержки странами НАТО выступивших против режима Каддафи ливийских «повстанцев», основную часть которых составляли исламистские группировки). Франция также, наряду с другими ведущими странами НАТО, с начала сирийского кризиса в 2011 г. активно поддерживает сирийскую радикальную оппозицию, в которой главную роль так же, как и в Ливии, играют исламисты.

Необходимо отметить, что вмешательство в конфликты, в которых участвуют исламисты, начало сказываться на внутренней ситуации во Франции. Так, весной 2012 г. на юге страны от рук неизвестных убийц погибли трое иракцев и один француз. Летом 2012 г. в городе Тулузе французский гражданин алжирского происхождения Мухаммед Мераа, имевший связи с «Аль-Каидой», расстрелял двух французских военнослужащих, троих учеников еврейской школы и их учителя. В январе 2013 г. в офисе Курдской рабочей партии (КРП) в центре Парижа неизвестными были застрелены три видные активистки КРП. Это убийство вызвало массовые демонстрации антитурецкой направленности представителей курдской общины во Франции (ее численность достигает 150 тыс. чел.).

Данное преступление также вполне может быть связано с сирийским кризисом. Известно, что большинство курдской общины в Сирии поддерживает руководство Б. Асада и организует отряды самообороны, защищающих курдские районы от нападений вооруженных антиправительственных группировок «повстанцев», которым помогает Турция. Лидеры сирийской внешней оппозиции и «повстанцев» оказывают всяческое давление на руководителей курдской общины как в Сирии, так и за рубежом, и стремятся склонить их к выступлению против сирийских властей. Хотя окончательно судить о мотивах преступления в Париже до окончания следствия невозможно, но, тем не менее, сам факт расстрела в столице Франции трех человек свидетельствует о том, что ситуацию с безопасностью во Франции нельзя назвать безупречной.

После начала военной операции французских войск в Мали, из-за угроз со стороны исламистов «отомстить Франции», в самой Франции был объявлен повышенный уровень террористической угрозы и взяты под усиленную охрану государственные учреждения. Такая ситуация во многом возникла вследствие такого же, как американский, двойного стандарта по отношению к радикальному исламизму. Напомним, что в Ливии в сентябре 2012 г. погибли 4 американских дипломата, включая посла США в Ливии. Причем их убийцами были исламистские боевики из группировки «Бригады Аллаха», т.е. те же радикальные исламисты, воевавшие против Каддафи, которым страны НАТО, включая США, оказывали активную военную помощь для свержения Каддафи и фактически способствовали их легализации в Ливии.

В свою очередь Франция также, с одной стороны, борется с радикальным исламизмом в Афганистане и Мали, с другой стороны, поддерживала радикальных исламистов (возможно, вольно или невольно закрывая глаза на их джихадистский исламизм), выступавших против Каддафи в Ливии, и продолжает поддерживать радикальную оппозицию, воюющую против режима Башара Асада в Сирии, которая также, в основном, состоит из радикальных исламистов.

Вмешательство Франции в Мали было обусловлено рядом факторов. Во-первых, экономическими и политическими интересами (обеспечение доступа к малийским природным ресурсам и сохранение Мали в орбите французского влияния). Во-вторых, реальной угрозой того, что в случае захвата исламистами Мали, радикальный исламизм смог бы распространить свой «джихад» в соседние страны, такие, как Мавритания, Нигер, Нигерия, Сенегал, Чад, где имеются аналогичные малийским социально-экономические проблемы и также действуют радикальные исламистские группировки.

Вмешательство Франции в определенной мере было продиктовано также стремлением ее руководства «реабилитироваться» в глазах французского и мирового общественного мнения после неудачной попытки в начале января 2013 г. освободить французского гражданина (агента французской военной разведки), захваченного в Сомали в 2009 г. исламистской группировкой Аш-Шабаб. Попытка освобождения закончилась уничтожением 17 исламистских боевиков, но при этом погибли 2 французских военнослужащих и сам заложник. В немалой степени французское военное вмешательство в Мали было связано с опасением того, что после успеха в Мали исламистская экспансия могла бы продвигаться в Алжир, из которого осуществляется значительная часть поставок углеводородов во Францию и страны ЕС. Не случайно террористическая атака исламистской группировки «Аль-Каида исламского Магриба» по захвату иностранных заложников в Алжире, как ответ на французское вмешательство в Мали, была осуществлена на одном из наиболее крупных алжирских нефтегазовых комплексов Ин Аменас, с которого поступает более 13% алжирских углеводородов, экспортируемых в ЕС. Алжирская армия в ходе контртеррористической операции освободила заложников. Тем не менее, 38 иностранных специалистов погибли от рук террористов и 5 пропали без вести. Было уничтожено 29 боевиков и 3 захвачены в плен. В свою очередь один из руководителей АКИМ Мохтар Бель Мохтар (один из старейших исламистских лидеров, начавший свою джихадистскую деятельность с 1990-х гг.) в своем видеообращении вновь угрожал «отомстить Франции и Западу», называя страны Запада «новыми крестоносцами».

Группировка АКИМ была создана в Алжире в 1998 г. одним из исламистских лидеров Хасаном Хаттабом. Тогда она называлась «Салафитская группа проповеди и борьбы» (СГПБ) и получила свое нынешнее название – АКИМ — после того, как в 2006 г. ее тогдашний «национальный эмир» Абд аль-Ваххаб Друкдель объявил о присоединении к «Аль-Каиде». Вооруженные исламистские группировки продолжают действовать в Алжире, хотя и в гораздо меньшей степени, чем это было в 1992-2001 гг., когда они терроризировали целые области. Тем не менее, радикальные исламисты совершают террористические акции, которые официальные алжирские власти называют «остаточным терроризмом». Они представлены несколькими вооруженными группировками, насчитывающими в своих рядах, по разным данным, от 1 до 3 тыс. боевиков.

После усиления радикального исламизма в Ливии, алжирские исламисты также смогли повысить свой потенциал. Наиболее боеспособными являются АКИМ и Вооруженные исламские группы (ВИГ), созданные в середине 1990-х гг. и осуществлявшие в тот период сотрудничество с марокканской и ливийской Вооруженными исламскими группами. Однако в 2000-х гг. ВИГ распалась на несколько, зачастую, враждовавших между собой группировок, и ее активность заметно снизилась. Тем не менее, АКИМ после интервенции США в Ираке в 2003 г. и, особенно, в 2007-2009 гг. активизировала свою деятельность и осуществила ряд террористических актов, в т. ч. в столице г.Алжире. Причем в столице было совершено три подрыва, начиненных взрывчаткой автомашин, одна из которых взорвалась перед резиденцией премьер-министра. В результате погибли десятки алжирцев, как военнослужащих, так и мирных граждан, а также иностранцев, среди которых 11 сотрудников миссии ООН.

Еще одним громким террористическим актом, повлекшим за собой многочисленные жертвы, стал взрыв вблизи одного из военных училищ весной 2011 г. АКИМ пытается также «экспортировать» джихад за пределы Алжира в государства африканского Сахеля и Западной Африки. Активизация радикальных исламистских группировок в этом регионе связана в определенной степени с «арабскими революциями», особенно в Ливии, что повлекло за собой бесконтрольное распространение оружия среди населения и ослабление борьбы с терроризмом. В этой связи видный отечественный востоковед В.В. Наумкин справедливо отмечает, что «бурные события «арабской весны» 2011 г. на севере Африканского континента осложнили задачи борьбы с терроризмом, все теснее сращивающимся здесь с организованной преступностью».

Кризис в Мали в 2012-2013 гг. представляет собой многоплановое явление. Во многом он является продолжением многолетней борьбы туарегов Мали за свою национальную идентичность. Эта борьба имела разные формы. И вооруженные выступления туарегов в 1960-х гг., которые были подавлены малийскими властями с помощью алжирской армии, и переговорный процесс в 1995-1996 и в 2006-2007 гг. Достигнутые договоренности предполагали удовлетворение ряда требований туарегов, в частности, расширение их автономии, увеличение государственных инвестиций в зонах их проживания, расширение их участия во властных структурах Мали. Однако эти договоренности не всегда выполнялись и претворялись в жизнь. Необходимо признать также, что между различными кланово-племенными группами туарегов периодически возникали конфликты, перераставшие иногда в вооруженные столкновения.

Вторым аспектом малийского конфликта является социально-экономический и политический кризис, переживаемый страной и имевший в своей основе те же внутренние причины, что и социальный протест «арабской весны» — низкий уровень жизни, коррупция и злоупотребления правящей верхушки, которые, в т. ч., спровоцировали военный переворот и смещение президента в 2012 г.

Третьим элементом малийского кризиса стало активное участие в нем радикальных исламистских группировок, которые значительно усилились в регионе, во многом, в результате крушения режима Каддафи в Ливии. Они сумели возглавить светское национальное движение туарегов в Мали и придать ему исламистский характер, что означает, по сути, создание еще одного исламистского очага в регионе. В то же время ислам туарегов, несущий в себе элементы доисламских верований, отличается от салафитской формы ислама, который исповедуют боевики исламистских группировок. В силу этого в рядах исламистских сил в Мали наблюдается размежевание, отражением которого стал выход из группировки «Ансар ад-дин» одной из входивших в нее групп — «Исламское движение Азавад», представленное в основном автохтонными туарегами, их отказ от «любых террористических действий и готовность к переговорному процессу».

Вмешательство Франции предотвратило вполне вероятный захват власти в Мали исламистскими силами. В то же время французская военная акция вызвала достаточно критическую реакцию в арабских странах, в т. ч. в тех, где победила «арабская весна». Египет и Тунис осудили действия Франции. Причем в Каире прошла протестная демонстрация салафитов перед французским посольством, которые выкрикивали угрозы в адрес Франции. Монархии Персидского залива, хотя не осудили, но и не поддержали, в отличие от США и ЕС, вмешательство Франции. Алжир предоставил свое воздушное пространство для пролета французских военных самолетов, но, тем не менее, официально не поддержал действия Франции. Решение малийского кризиса, при безусловном подавлении экстремистских исламистских сил, скорее всего, возможно в политической плоскости, посредством переговоров с умеренными силами национального туарегского движения. В этом процессе вполне возможно участие России, тем более что у нее есть свои экономические и политические интересы как в Мали, так и в регионе в целом.

Долгов Борис Васильевич, кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН — специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».