Начало трансляции в израильских медиа предвыборных агитационных роликов, посвященных назначенным на 22 января выборам в Кнессет 19-го созыва, а также связанные с этим межпартийные скандалы актуализировали в местном информпространстве тему особенностей проведения избирательных кампаний и «пиар-технологий» в Израиле.
Местная мозаика
Пожалуй, главной особенностью израильской электоральной реальности является то обстоятельство, что мы имеем дело с молодой (несмотря на древнюю этноисторию) нацией. Нацией, апологеты которой долгое время жили в пределах различных государственных (а, значит, и идеологических) образований и лелеяли романтический миф: нам бы только объединиться в соборное государство, а дальше все пойдёт само собой. На практике же выходит по-другому. Живя в пределах зачастую враждующих между собой стран, представители еврейского народа проникались также и недружескими по отношению друг к другу идеями, различными мировоззренческими системами, а также видениями будущего своего народа.
В результате «национальный плавильный котёл» в Израиле пока даёт сбои. Государство остается «секторальным» как в культурном, так и в социальном плане. Ультраортодоксы, «эфиопы», «русские», арабы уж очень по-разному смотрят на одни и те же вещи, а главное – на «стержень» существования государства – сионизм. Несмотря на титанические усилия израильской «идеологической машины», проблема по-прежнему чрезвычайно актуальна для Израиля.
Как же работают израильские партии в таких условиях и как они эту «секторальность» используют в своих узкопартийных интересах?
«Чья территория, того и вера»
Побывав перед парламентскими выборами в различных регионах Израиля, можно заметить одну характерную особенность. Это строгая адресность кампаний, проводимых различными партиями, которые практически не работают в районах, где проживает «чужой» электорат.
И, действительно, сытым и живущим в безопасности жителям Тель-Авива или Эйлата безразличен радикализм лидера «Наш дом — Израиль» А.Либермана или даже нынешнего премьера Б.Нетаньяху. Поэтому здесь во время прошлой избирательной кампании в феврале 2009 г. полностью доминировала нежно-голубая агитпродукция умеренной «Кадимы», которая на тогдашних выборах в Кнессет набрала в этих городах 34 и 35%, соответственно. Ныне, в связи с фактическим развалом «Кадимы», здесь пытаются господствовать другие умеренные политические силы. Скажем, «женские» партии «Авода» под руководством Шели Яхимович или «А-Тнуа» Ципи Ливни.
В то же время, познавших все «прелести» «хамасовских» кассамов жителей Ашкелона или Сдерота, или же «хезболлашных» атак в Кириат-Шмоне или Нагарии такая агитация будет только раздражать, а вот риторика «Ликуда» или либермановского НДИ – это как «бальзам на душу». В Сдероте, например, уже Б.Нетаньяху в феврале 2009 г. набрал 33%, в то время как партия «Кадима» только 12%.
Такая картина наблюдается повсеместно. На «русских улицах» — «Наш дом — Израиль» (правда, во время нынешней кампании сюда пытается «вклиниться» также партия «Ха-Исраэлим» Д.Кона), в кварталах ортодоксов – «Яадут а-Тора», а, скажем, в Назарете вы особо не найдёте никакой другой пиар-продукции кроме красных флагов и плакатов арабских коммунистов из «Хадаша».
В условиях «секторальности» государства это вполне оправдано. Нельзя быть сладким для всех. Не лучше ли сплотить «своих» с тем, чтобы не допустить на свою «каноническую» территорию «чужаков». Более того, сомнительное заигрывание с другими как раз и отворачивает «своих».
В этом плане особо показателен был успех во время последних избирательных кампаний партии «Наш дом — Израиль» упомянутого А.Либермана, который еще в 2006 г. по совету американского «электорального гуру» Артура Финкельштейна практически отказался от попыток завоевания более прочных позиций на «общеизраильском фронте» и сосредоточил усилия на работе с «русской улицей».
Когда душа с душою говорит
Кроме «разделённости» израильского социума специалисты в области «пиара» выделяют еще одну очень важную «электоральную болевую точку» израильтян.
Назовём ее «душевностью». Это очень характерно по тому, в каком «рейтинговом почёте» у потенциального израильского избирателя различные «мыльные оперы» или шоу а-ля «Голубой огонёк».
Сохранив атмосферу тесного общения, характерную для восточноевропейских городков-«штетлов» (те, кто помнит ещё «советские» маленькие городки Украины или Белоруссии, наверняка ощутят дух того самого «штетла», посетив Ашкелон, Маалот, Тверию или же улицу Агриппы в Иерусалиме), в Израиле очень любят повсеместное обсуждение бытовых проблем, поднятие «глобальных» тем в парках, кабачках, курилках и т.п.
Следует отметить, что израильские политсилы активно используют сентиментальность своего народа. Например, широкое распространение получил т.н. «телемаркетинг» или агитация по телефону. При этом «телемаркетинг» представляет собой не прямую агитацию, а проводится в форме беседы, в ходе которой поднимаются проблемы, волнующие конкретного избирателя.
Этот вид агитации проводят специально подготовленные психологи, которые за счёт выхода на глубинный психологический уровень делают агитацию по телефону очень эффективной. Считается, что именно «тотальный обзвон» 120 психологов позволил в 1999 г. Э.Бараку победить поначалу более «рейтингового» Б.Нетаньяху.
Особенностью израильских выборов можно назвать также «лапидарность» предвыборных лозунгов. Слоганы различных израильских партий не только не отличаются оригинальностью, но нередко почти дублируют друг друга: «Израилю — безопасность!», «Алие — достоинство!» и т.п.
Расчёт прост: большинство электората — это простые люди, которые «не заморачиваются» оригинальностью. Зачем тратиться на кучку «эстетов»? Оригинальность могла себе позволить разве что «Кадима», которая работала больше с «благополучным» электоратом Тель-Авива и окрестностей. Впрочем, нынешнее плачевное состояние «Кадимы» как раз и подтверждает ошибочность ее пути.
Простота в цветовой гамме, простота в словах, шрифтах, действиях. В общем, все как в одной из самых успешных в истории кампаний по работе с населением: «Землю — крестьянам!», «Фабрики — рабочим!», «Мир — народам!».
И о некоторых глупостях
Бесспорно, есть в израильских избирательных кампаниях и много необъяснимых глупостей. Скажем, сомнительной представляется агрессивная критика конкурентов на страницах собственной агитационной продукции. Зачастую критика основного конкурента становится главным содержанием кампании. В Израиле критикой иногда увлекаются до такой степени, что выпады в адрес другой партии могут занимать первую полосу «белой» газеты. Такая «зацикленность» на конкуренте часто вредит самой партии и, более того, делает дополнительный «пиар» конкуренту.
Кроме этого, в Израиле часто используют т.н. «манипулятивные опросники», которые имеют своей целью не столько выявление, сколько формирование общественного мнения. И если, скажем, на постсоветском пространстве это пока маскируется именно под «непредвзятый» опрос, то израильские партии могут на одной стороне «наштамповать» опросник, а на другой – программные тезисы своего кандидата.
Также грешат многие израильские партии таким ресурсом, когда главная цель пиар-кампании сводится к тому, чтобы разместить как можно больше материалов в как можно большем количестве СМИ.
Исключение в этом плане представляют разве что «зубры» местной политики. Здесь, бесспорно, вне конкуренции Б.Нетаньяху. Кто-кто, а он мог бы преподать «мастер-класс», как правильно использовать «принцип пирамиды шампанского» (опытные «пиарщики» хорошо знают, что работать надо только с рейтинговыми медиа, поскольку, как известно, переполнив верхний бокал, шампанское переливается в нижестоящие).
В целом же израильские избирательные кампании — это всегда предмет критики и насмешек. Однако принципиальным моментом является то, что по своему духу – это событие сугубо еврейское: перепалки в стиле одесской коммуналки, торговля в стиле краковского базара, пражское кафкианство, одновременное сосуществование радикального фанатизма и прагматизма украинских, белорусских или польских провинциальных местечек.
И нынешняя избирательная кампания, которая в связи с угрозой начала антииранской военной кампании обещала быть самой непредсказуемой в истории Израиля, похоже, уже окончательно входит в свое привычное «коммунальное» русло.
Виталий Николаевич Билан — кандидат исторических наук, эксперт по Ближнему Востоку, специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».