EN|FR|RU
Социальные сети:

О проблемах развития КНР. Часть 6

Константин Пензев, 15 января

5011_2Некоторые выводы.

Данная статья не претендует на полное освещение проблем, стоящих перед КНР. Тем не менее, рассмотренные вопросы позволяют сделать ряд выводов и осмыслить перспективы китайского государства на ближайшее время.

Похоже, что основную проблему Китая можно назвать одним словом — «Запад», точнее, США и ЕС. Поскольку ЕС занимает подчиненное военно-политическое положение перед Вашингтоном, то источником многих китайских проблем является стратегия Белого дома. Увы, политика западного колониализма вовсе не ушла в прошлое, она только лишь приобрела иные формы и использует иной инструментарий.

Но почему бы правительствам Китая и Соединенных Штатов не перейти от весьма сдержанных и порой неприязненных взаимоотношений к теплой и сердечной дружбе, тем более, что в области экономического сотрудничества эти две страны достаточно сильно зависят друг от друга?

Известно, что некоторые влиятельные американские политические деятели выступают за коренное улучшение американо-китайских связей. К примеру, Г.Киссинджер однажды заявил в лондонской «Индепендент», что глобальный мировой порядок в будущем будет зависеть от характера взаимодействия США с Китаем и предложил новому поколению американских политиков строить отношения с КНР на основе чувства общей судьбы, так, как строилось межатлантическое взаимодействие после Второй мировой войны. Не так давно администрация Обамы предлагала китайскому руководству разделить бремя ответственности за поддержание мирового порядка и выдвигала проект G2. Почему же отношения двух великих держав не складываются? Ответ на этот вопрос простой.

Отношения двух держав не складываются потому, что американская администрация осведомлена о наличии только одной великой страны — США. По словам бывшего военного атташе КНР в России генерала Ван Хайюня, Соединенные Штаты в международной политике действуют односторонне. Столкновения интересов и противоречия будут продолжаться между США и Китаем еще очень долгое время. Поэтому высказывания о том, что Китай и Америка могут совместно управлять миром, являются нереальными. Китай не станет ослаблять свои связи со своими стратегическими партнерами и с широким кругом развивающихся стран.

Если бы США стремились стать стратегическим партнером КНР, то они бы не снабжали Тайвань оружием и не поддерживали тибетских сепаратистов.

Нельзя сказать, что Китай не получает выгоды от сотрудничества с Западом. Поскольку ЕС и США эмитируют валюту, охотно (пока) принимаемую во всем мире, то торговля с ними является весьма прибыльным занятием. Проблема состоит в том, что нынешнее финансовое состояние стран Запада далеко от устойчивости и нет никаких гарантий, что их правительствам удастся сбалансировать свои бюджеты. Но даже если эти бюджеты и будут сбалансированы, то это грозит уменьшением покупательской способности населения Европы и США и, соответственно, значительным снижением объема китайского экспорта.

Снижение покупательской способности населения стран Запада ставит под вопрос и российские нефтегазовые поставки в Европу. Таким образом, складывающаяся глобальная экономическая ситуация прямо толкает Пекин и Москву в объятия друг друга. КНР требуется все больше и больше энергоносителей, последние же являются основным экспортным товаром РФ.

Ключевой категорией в политической и экономической стратегии Пекина может стать диверсификация экспортных рынков, маршрутов и источников поставок сырья.

Несомненно, издержки на морской транспорт ниже, чем издержки на перевозки по железной дороге. Тем не менее, это не означает, что железнодорожные магистрали, соединяющие Восточную Азию и Европу, не имеют никаких перспектив. Идея Нового Шелкового пути реальна, но реальна она только при участии России. Это однозначно. Попытка обойти Россию в этом вопросе не будет успешной. Кроме того, Пекину стоит активнее заниматься поиском новых рынков сбыта для своей продукции, что, в принципе, он сегодня и делает.

В прошлом году, выступая на общенациональном совещании по вопросам импорта и экспорта, заместитель министра торговли КНР Чжун Шань заявил, что в Китае наблюдается высокая степень зависимости от торговли с Европой и США и малые масштабы товарооборота с развивающимися странами. По словам Чжун Шаня, в будущем приоритет внешней торговли КНР будет отдан приблизительно 30 странам с формирующимися рынками, в частности, Индии, ЮАР, части арабских стран, а также странам, обладающим богатыми ресурсами и имеющим важное стратегическое место в мире.

Индустрия КНР сегодня стремительно развивается, соответственно, активно урбанизируется ее население. Китаю требуется все больше и больше энергии и сырья. Таким образом, хорошей идеей для китайских корпораций будет участие в экономическом развитии российского Дальнего Востока и Сибири, а также совместное с Россией развитие космических проектов и строительство АЭС.

Немалую роль в укреплении безопасности КНР может сыграть и усиление военно-технического сотрудничества с Россией. Как известно, правительство ЕС летом этого года определенно дало понять Пекину, что не может быть и речи о передаче КНР каких-либо передовых западных военных технологий в обмен на финансовую помощь со стороны последнего. Совершенно ясно, что только превосходство НАТО в военной сфере удерживает Запад на лидирующих позициях в мире, и он не намерен их уступать.

Что реально предпринимает правительство КНР в настоящее время для обеспечения безопасности и устойчивого экономического развития страны?

5011_3Сегодня мы можем наблюдать стремительное сближение политики трех мощных государств мира — Китая, России и Ирана. Это сближение является ответной реакцией на гегемонистские устремления Соединенных Штатов. Да, США являются демократической страной, в которой правительство свято чтит права человека, однако это не означает, что Белый дом имеет право заниматься насилием и вымогательством по всему миру. Многие думают, что Вашингтон претендует на роль мирового жандарма. Между тем, жандармы не торгуют афганским героином и не инспирируют бунты и гражданские войны. Что же касается демократии, то, как справедливо отмечает Jephraim Gundzik из гонконгской «Asia Times», «программа демократических реформ» Вашингтона является плохо замаскированным методом устранения недружественных режимов для обеспечения превосходства своей страны как единственной мировой сверхдержавы.

Сближение Китая, России и Ирана наиболее явственно обнаружилось в отношении к сирийской проблеме. 6 января 2013 г. президент Сирии Башар Асад заявил: «Я хочу поблагодарить эти страны (БРИКС и др.), в особенности Россию, Китай и Иран, а также и все другие страны, которые встали в защиту народа Сирии и помогают ему самостоятельно определить свою судьбу». В чем состоит суть сирийской проблемы (впрочем как и иракской, ливийской и др.)?

Майк Шортридж (Mike Shortridge) из «The Washington Times Communities» характеризует ее так: «Если даже всего одной стране позволить принимать за нефть не только доллары, он перестанет быть мировой резервной валютой и рассыплется в прах. Так скольких жизней это стоит?».

Пензев Константин Александрович, писатель-историк, обозреватель Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».