Основной внешнеполитической проблемой Китая является то обстоятельство, что у него есть государства-противники, которые желали бы низведения его до жалкого и бессильного состояния. Упомянутые государства-противники не являются воплощением инфернального зла, они просто преследуют свои выгоды, как экономические, так и политические.
Главным внешнеполитическим противником КНР являются США. Большая часть китайского правящего слоя прекрасно это понимает, а потому не видит перспектив в разного рода декоративных проектах типа G2, периодически разрабатываемых вашингтонской администрацией.
Что касается времен до прихода в 1949 г. к власти в Китае Коммунистической партии и лично Мао Цзэдуна, то интересы западных государств и Японии в Поднебесной заключались в грабеже и эксплуатации китайского народа и спаивании его опиумом. Сегодня интересы США, ЕС и Японии в отношении КНР мало чем отличаются от прежних, но они или блокируются, или ограничены возможностями китайских вооруженных сил.
В чем же состоят интересы США и их союзников применительно к Китаю?
Прежде чем ответить на этот вопрос, стоит заметить следующее. Идея мирового устройства и места в нем Китая, обитающая в головах западного истеблишмента, весьма проста. Миллиард красных китайцев должен производить материальные блага для Запада за $200 в месяц. Т.н. «золотой миллиард» волен в изобилии потреблять товары, произведенные в КНР и иных странах третьего мира. Основная часть населения западных стран в настоящее время занята в сервисной сфере и работает за $1200 в месяц, поскольку кто-то должен заниматься охраной, здравоохранением, образованием, офисной работой в риэлторских конторах и вообще обслуживанием избранной части (обычно называется цифра 20%) «золотого миллиарда». Что же касается уборки мусора на улицах западных городов, то с этим важным делом с успехом могут справиться гастарбайтеры из исламских стран, причем за очень скромное вознаграждение.
Таким образом, даже не интерес, а задача США, как военно-политического лидера Запада, состоит в реализации упомянутой идеи и обеспечении бесперебойного функционирования сложившегося мирового порядка.
Посему вызывают некоторое недоумение события последнего времени, о которых было упомянуто в первой части статьи. А именно — предложение премьера КНР Вэнь Цзябао снять эмбарго на поставки его стране западного оружия и ходатайство его китайских коллег за включение юаня в корзину SDR в обмен на материальную помощь ЕС. Попытка миллиарда красных китайцев стать частью «золотого миллиарда» просто потрясает своей наивностью, граничащей с чистосердечной наглостью.
Задача США заключается в том, чтобы держать КНР под военным, политическим, экономическим и идеологическим контролем. Китайские трудящиеся должны четко и ритмично работать, поставляя половину выпущенной ими продукции в страны Запада в обмен за нарезанную и раскрашенную бумагу, эмитируемую ФРС США, потреблять голливудскую продукцию и полагать Соединенные Штаты светочем свободы и благоденствия.
Способы и методы контроля КНР Соединенными Штатами различны. Сначала упомянем о некоторых политических возможностях удержания Поднебесной в узде.
Главной политической целью США в отношении Китая является создание режима его максимальной международной изоляции, формирование враждебного окружения по периметру границы КНР и сколачивание военно-политического антикитайского блока. Все это реализуется в настоящее время под флагом доктрины «Возвращения в Азию».
Основой будущего, а, скорее, уже настоящего антикитайского блока (АКБ) станут США, их союзники по НАТО, Австралия (как место дислокации военных баз) и Япония. Также Вашингтон ведет активную работу по привлечению в АКБ Индии. Последняя имеет давнюю вражду с КНР, которая периодически выливается в дипломатические распри и пограничные войны. Индия входит в «ядерный клуб», имеет космическую программу, развитую научную базу и неплохие перспективы потеснить КНР в его экономической нише.
Кроме того, США поддерживают дружественные отношения с рядом государств в Юго-Восточной Азии, которые имеют конфликты с КНР в Южно-Китайском море и вообще опасаются военного усиления КНР в регионе. В настоящее время Вашингтон ведет определенную работу по налаживанию военно-стратегического партнерства с Вьетнамом. Относительно последнего стоит привести заявление шефа Пентагона, сделанное им летом этого года.
«Доступ американских военных кораблей на этот объект (бухта Камрань) является ключевым компонентом наших отношений, и мы видим здесь огромный потенциал для сотрудничества. Сотрудничество с такими партнерами, как Вьетнам, и использование таких бухт, как эта, приобретает особую важность в свете того, что мы перебрасываем наши корабли и наши станции сюда в район Тихого океана», — так сказал Панетта в беседе с журналистами на борту грузового судна «Ричард Бэрд». Как известно, бухта Камрань является одним из важнейших стратегических пунктов, позволяющих контролировать Юго-Восточную Азию.
Поскольку КНР все более и более зависит от импорта нефти, то одним из средств политического контроля данного импорта Соединенными Штатами является продвижение в странах-нефтеимпортерах проамерикански настроенных режимов или создание в этих странах обстановки политической нестабильности. Прекрасным примером на этот счет являются события в Судане.
Начиная с 1999 г., китайцы вложили в эту отсталую африканскую страну более $15 млрд. В 2006 г. Судан стал четвертым крупнейшим экспортером нефти в КНР. В том же году Китай обогнал Японию и стал вторым в мире импортером нефти после США. Между тем, суданские нефтяные месторождения сосредоточены на юге страны, отсюда нефть перекачивается трубопроводами к морским терминалам севера. Правительство Соединенных Штатов, по утверждению известного публициста Уильяма Энгдала, профинансировало южносуданских сепаратистов и открыто поддержало результаты референдума 2011 г. по вопросу отделения нефтедобывающей части страны от остального Судана.
Антикитайская направленность в политике Соединенных Штатов, резко активизировавшаяся в последнее время, не связана с тем, что Вашингтон хочет нарушить сложившийся мировой порядок, разбомбить Пекин и устроить тотальную демократизацию и декоммунизацию КНР. Вовсе нет. Правительство США, наоборот, выступает за сохранение нынешнего общепланетарного status quo (в который не вписываются отдельные режимы, именуемые госдепом «государствами-изгоями»), сложившегося после распада СССР, и добросовестно пытается играть роль мирового полицейского.
Проблемой для мирового порядка и спокойствия, по мнению правительства США, является КНР и некоторые ее действия, направленные на достижение большей самостоятельности и влияния. К примеру, явное стремление Китая защитить маршруты доставки нефти в страну, в первую очередь — «Жемчужную нить». Для этого ему необходим ряд военно-морских баз, баз снабжения и опорных пунктов, расположенных по пути следования супертанкеров. Очевидно, не в последнюю очередь эту цель преследуют соглашения КНР с Пакистаном (Гвадар), Шри-Ланкой (Хамбантонта), Бангладеш (Читтагонг) и пр.
Константин Пензев — писатель-историк, обозреватель Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».